о сайте
Слева лес редкий, но зато дремучий. (из сочинения)

Главное меню

Вступительная кампания-2011: изменения, ожидания, предпочтения

Отправить на e-mail
раздел: Главная страница | категория: Статьи
Каких изменений ожидать во время вступительной кампании нынешнего года? Достаточно ли современному абитуриенту школьных знаний для поступления? Почему так популярно репетиторство? Планируется ли изменение системы набора на заочное обучение?

Белта
Онлайн конференция
Сергей Маскевич,
Министр образования Беларуси

Маргарита Львовна, Минск:
Сергей Александрович, не смотря на то, что указ Главы государства о правилах приема был подписан в 2008 году, каждый год приносит во вступительную кампанию что-нибудь новое. Мне как учителю выпускного класса интересно - что нового будет в нынешнем году.
Сергей Маскевич:
Правила приема в высшие и средние специальные учебные заведения на уровне Главы государства были утверждены в 2006 году. С учетом предложений государственной комиссии за ходом подготовки и проведения вступительных испытаний, создаваемой ежегодно в период вступительной капании, в 2008 году Правила приема претерпели некоторые изменения: был введен профессиональный отбор для абитуриентов, желающих поступать на специальности, предъявляющие особые требования специалистам, сокращен перечень льготных категорий абитуриентов, имеющих право на зачисление вне конкурса, расширены возможности для поступления на обучение на условиях целевой подготовки (добавлены абитуриенты, проживающие в населенных пунктах с численностью населения менее 20 тыс. человек), с 2009 года - введен новый механизм зачисления в 2 творческих вуза - Белорусскую государственную академию музыки и Белорусскую государственную академию искусств. Что касается последних двух лет - то в Правила приема изменения принципиального характера не вносились. Выпускники 2011 года будут поступать на тех же условиях, что и в прошлом году.

Инна Николаевна
, Борисовский р-н:
Мой ребенок прописан в Минске (у бывшего мужа), хотя проживает и учится в сельском учреждении образования Борисовского района. После окончания школы, при поступлении в вуз, будет ли сын пользоваться льготами, как выпускник сельского учреждения образования?
Сергей Маскевич:

Ваш сын будет отнесен к категории сельских абитуриентов, если подтвердит документально факт проживания в сельской местности. Для этого необходимо в приемную комиссию вуза представить справку сельского исполнительного комитета о постоянном (не менее двух лет) проживании на момент получения образования в сельском населенном пункте.

Даниил Романович, Минск:
Могу ли я поступить одновременно в несколько вузов (совмещать учебу в нескольких вузах бесплатно)?
Сергей Маскевич:
Получить за счет средств бюджета можно только одно высшее образование. После окончания второго курса в вузе на бюджетной основе, если вы учитесь успешно (оценки 7 баллов и выше по десятибалльной шкале), вам могут разрешить параллельное обучение в другом вузе, но уже на платной основе.

Наталья Бережная
, Гомель:
В Беларуси рассматривается возможность проведения распределения студентов вузов за год до окончания ими высших учебных заведений. Правда ли это?
Сергей Маскевич:
Да, мы будем законодательно закреплять возможность распределения за год до окончания вузов. Именно возможность, потому что в такой ситуации получается больше юридических оснований для того, чтобы пройти практику именно на тех производствах, куда человек распределен. Появится заинтересованность и у предприятия, и у самого студента во время практики, чтобы включится в конкретную производственную деятельность. Но мы не сможем стопроцентно обеспечить таким распределением. Главная задача, чтобы адаптация работодателя и молодого специалиста проходила максимально в интересах одной и другой стороны.

Татьяна, будущая абитуриентка
, Витебск:
Правда ли, что, живя в общежитии, нужно сдавать сессию не менее чем на 8 баллов? Как говорят подруги, которые учатся в БГЭУ, из общежития выгонят, если сдашь сессию ниже, чем на 8 баллов каждый предмет.
Сергей Маскевич:
В разных вузах по-разному. В связи с тем, что в общежитиях существует большой дефицит мест, заселяют обычно на один год. А получит студент общежитие через год или нет, будет зависеть от его успеваемости и общественной работы. Могу сказать, что есть такие вузы, в которых действительно для заселения в общежитие нужно иметь средний балл не ниже восьми. Также заселение зависит от очередности предоставления общежития: есть студенты, которых нужно заселить обязательно, а дальше все зависит от того, что прописано в каждом вузе в документах об очередности предоставления общежития.

Алексей, абитуриент
, Гомель:
Здравствуйте. Я учусь в 11 химико-биологическом классе Гомельского областного лицея. У меня диплом первой степени на третьем (областном) этапе олимпиады по географии? Нужно ли мне сдавать ЦТ по географии или мне будет засчитано 100 баллов на основании диплома при поступлении на географический факультет БГУ? Спасибо.
Сергей Маскевич:
100 баллов по тестированию - это диплом первой степени победителя областных олимпиад. Победитель республиканской олимпиады зачисляется в профильный вуз без вступительных экзаменов.

Матвей Андреевич
, Вилейка:
Сейчас много говорят о том, что частные вузы расширяют возможности для заочного обучения, а при этом студенту дают мало знаний, мол, главное - плати. Мой сын хочет поступать в этом году в частный вуз на экономиста. А если это заведение закроют - куда распределят студентов, которые туда поступили?
Сергей Маскевич:
Я могу сказать, что государство несет определенную ответственность за работу частных вузов, контролирует качество их работы в соответствии с законодательством. Что касается "закроется вуз или не закроется", то это, прежде всего, вопрос учредителя. Если же такое происходит, а такие случаи бывали, и мы не можем гарантировать, что их больше не будет, то государство, безусловно, берет ответственность за то, чтобы молодые люди не оказались на улице. Им предлагается вариант перевода в другие вузы. Конечно же, для этого им придется сдавать определенные экзамены.

Илья, ученик 11 класса
, Мир:
У нас в классе все говорят, что без репетитора в Минск не поступишь. Как вы относитесь к высказыванию "нет плохих учеников - есть плохие учителя", когда же нас будут учить так, чтобы репетиторы не понадобились?
Сергей Маскевич:
Общеизвестно, что центральной фигурой в школе является учитель, и результат образовательной деятельности в школах, в классах зависит от того, как работают учителя. Конечно же, это не значит, что всех можно подготовить к поступлению в вуз, да и необходимости в этом нет. Но, что касается репетиторства, оно живет не потому, что есть более или менее успешные или плохие учителя, а потому, что у нас конкурсная система поступления в вуз, и желающих гораздо больше, чем количество мест.

Королевич Александр Владимирович
, Минск:
Проводилась ли какая-то оценка эффективности нормы обязательного распределения?
Сергей Маскевич:
Конечно, оценка эффективности нормы обязательного распределения проводится. Сегодня мы оцениваем распределение с точки зрения государственных интересов, поскольку решаются кадровые вопросы по целому ряду областей, в различных направлениях и отраслях.

Мартин Мулас от имени сардинских студентов - друзей Республи
:
Болонский процесс таит риск приведения всех национальных систем образования под один стандарт. В этой связи что будет предпринимать Беларусь для сохранения национальных традиций в образовательном секторе? Спасибо.
Сергей Маскевич:
В настоящее время Беларусь приняла решение присоединяться к Болонскому процессу, идет конкретная работа в этом направлении. Почему нам это важно и нужно? В этом случае мы будем более узнаваемы на мировом образовательном пространстве. И будем узнаваемы не только потому, что, как говорят, у нас качественное образование, но можно будет убедиться, что мы действуем в русле принятых международных правил, соблюдая при этом национальные интересы. Благодаря присоединению к Болонскому процессу получим доступ к участию в более широком спектре образовательных, обменных программ. Важно, что возрастет привлекательность Беларуси как страны, где можно получить качественное образование, то есть можно рассчитывать на увеличение экспорта образовательных услуг. Это очень важно. Возможно, это самое главное, почему мы серьезно заинтересованы в присоединении к Болонскому процессу.

В тех случаях, когда мы будем видеть, что переход на европейские стандарты приведет к понижению качества по тем или иным направлениями и специальностям (а такое имеет место), мы просто будем вносить соответствующие коррективы, исходя из национальных интересов. Например, двухступенчатая система образования в Беларуси отличается от общепринятой, когда существуют степени бакалавра и магистра. У нас есть магистры, а вот бакалавры в классическом варианте нам не нужны, на рынке труда для них нет места, их нужно доучивать. У нас первая ступень - это специалист с высшим образованием. Такое положение дел сохранится. Уверен, что и в других странах к этому в будущем придут. Магистратура у нас в двух вариантах - научная (для тех, кто собирается дальше двигаться в аспирантуру) и профессионально ориентированная магистратура с получением углубленных знаний по той или иной специальности.

Светлана Павловна
:
Каким образом происходит выбор предприятия, на котором студент должен проходить практику?
Сергей Маскевич:
В настоящее время есть различные варианты и случаи. В том числе когда вуз соглашается с тем, чтобы студент проходил практику на том предприятии, которое выбрал сам. Есть также случаи, когда вуз заставляет студента искать для прохождения производственной практики предприятие самостоятельно. Таких случаев много, особенно по экономическим специальностям, потому что у вузов нет достаточного количества баз практик. Исключение, может быть, составляют педагогические специальности или медицинские, а вот специальности по экономическому направлению, к сожалению, являются большой проблемой для предприятий, и организовать практику на необходимом уровне там достаточно сложно. Как правило, у нас не хватает сертифицированных баз практик, но, думаю, мы их введем, то есть появятся договорные отношения между учреждениями образования и предприятиями, где будут определены ответственность предприятия и учебного заведения.

Даша Самойлова
, Минск:
Я заканчиваю сейчас 9-й класс. Уважаемый Сергей Александрович, какие специальности будут востребованы в Беларуси через два года, когда я закончу школу и мне нужно будет определиться с профессией? Проводится ли в нашей стране такой анализ?
Сергей Маскевич:
Это очень хороший вопрос, и сама постановка правильная. Определяться с профессией, может, не конкретно, но хотя бы в области профессиональной деятельности, надо сейчас, как раз за 2 года можно что-то скорректировать. Все направления будут в соответствии со стратегией развития Беларуси в социально-экономической сфере. Приоритет будет отдаваться и дальше развитию в республике технических специальностей. Среди них будут особо востребованы специальности строительной и машиностроительной отраслей, также на первом месте специальности, связанные с информационными технологиями. Кроме того, будут востребованы наукоемкие направления, связанные с нано- и биотехнологиями.

Соловьева Яна Александровна
, Бобруйск:
Можно ли во время вступительной кампании в вузы переподать документы из одного вуза в другой?
Сергей Маскевич:
В определенный период - можно. Если за счет средств госбюджета, с 16 по 25 июля включительно идет подача документов, то в этот период абитуриент может переносить документы из одного вуза в другой. На 18.00 в последний день приема у конкретного человека документы должны "осесть" в определенном вузе.

Денис Кошелев
, Минск:
Когда Беларусь присоединится к Болонскому процессу? Ведь это так важно, чтобы наши дипломы признавались, пусть даже частично, за рубежом. Сегодня в Западной Европе они не ценятся...
Сергей Маскевич:
На эту тему у многих есть определенное заблуждение: часто, когда говорят о Болонском процессе, думают, что присоединение к нему автоматически решит вопрос трудоустройства людей за границей.

Признавать или не признавать дипломы - этот вопрос сегодня решает непосредственно работодатель, от него зависит: устраивает его или нет то образование и тот диплом, который есть у претендента.

Работодатель за рубежом, чтобы сориентироваться, должен посмотреть документ об образовании и понять, что там написано. Если приложение к диплому содержит понятные для него блоки дисциплин, то далее обладателя диплома начинают тестировать на наличие конкретных знаний, чтобы решить, подходит он или не подходит.

В любом случае мы перейдем к положениям в дипломе, которые соответствуют европейской практике.

Виталий, Витебск:
Вы говорили, что льготы стоит "перенести" с абитуриентского периода жизни социально незащищенного человека на годы студенчества. Когда будут делаться конкретные шаги в этом направлении? Просчитываются ли эти нововведения финансово - ведь, как я понимаю, речь идет о дополнительных расходах?
Сергей Маскевич:
Мы планируем со следующего года ввести автоматизированную систему зачисления в вузы. А в этом случае все льготы, которые мы сейчас учитываем при ручном варианте зачисления, практически невозможны. Тогда возникает вопрос, какие льготы предоставлять абитуриентам, которые действительно в них нуждаются и в отношении которых законодательно закреплена необходимость оказывать им всяческую социальную поддержку для обучения. У нас есть один из вариантов для рассмотрения, рабочая версия. В частности, абитуриенты поступают в вуз в соответствии со своими оценками, а затем уже рассматриваются вопросы их льгот, но поступать в вуз они будут по результатам своих знаний.

Виктория
, Брест:
Современные технологии позволяют ставить в ухо незаметный приемник-передатчик и вести диалог за сотни километров. Будут ли у тестируемых абитуриентов просматривать ушные раковины? В вузах этот номер проходит на ура.
Сергей Маскевич:
Приносить на тестирование технические средства, выполняющие функцию приема, хранения и передачи информации, запрещено. Современные технологии совершенствуются, и мы решили также обращать особое внимание на головные уборы абитуриентов. Мы предусмотрели, что никто не будет обязан их снимать, но организаторы аудитории должны более внимательно следить за абитуриентами, которые используют головной убор не из каких-то соображений (например, религиозных), а для того, чтобы спрятать там наушник. Такие случаи были. Мы провели обучение организаторов аудитории, чтобы они обращали особое внимание на абитуриентов, которые разговаривают сами с собой или пытаются воспользоваться какими-то предметами, которые не должны находиться на столе во время тестирования.

Александр Михайлович, отец абитуриента
:
Мой сын поступает в столичный вуз. Во время дней открытых дверей, которые прошли в марте, нас предупредили, что мест в общежитии - только для льготников. Подскажите, где искать место для проживания тем, кто хочет поступать в Минске? Предоставляют ли вузы или Министерство образования помощь в поиске жилья? Есть ли специальный банк данных сдающих комнаты и квартиры граждан?
Сергей Маскевич:
Вопрос действительно больной. Примерно треть студентов сегодня нуждается в общежитиях. Подбором квартир для них у нас в том числе занимаются профсоюзные студенческие организации. Кроме того, в Минске сейчас реализуется программа строительства студенческой деревни. В результате предполагается выделить около 9 тыс. мест для вузов столицы, но проблемы дефицита мест для минских студентов это не решит. Нам понадобится еще примерно столько же мест, чтобы полностью закрыть этот вопрос. В настоящее время рассматривается программа развития высшего образования. В соответствии с принятым уже решением правительства стопроцентно обеспечить студентов жильем к 2015 году планируется за счет строительства нужного количества общежитий в Минске и областных городах.

Валерия
, Минск:
Оправдал ли себя эксперимент в вузах культуры (в этих вузах зачисление абитуриентов на дневную бюджетную форму обучения проводится по конкурсу на основе суммы следующих оценок: баллы за каждый этап вступительного испытания по предмету "творчество" плюс балл, полученный при сложении оценок за централизованное тестирование и средней оценки документа об образовании) и будет ли он расширен на специальности, связанные с культурой в других вузах?
Сергей Маскевич:
Эксперимент удался, и испытания по предмету "творчество" будут проводиться дальше. Я вообще считаю, что проведение творческого конкурса - это правильный подход к приему экзаменов среди абитуриентов.

Антон Потапенко
, Гродно:
Сергей Александрович, имею ли я льготы на поступление в вуз, если мой отец инвалид 2 группы. Диагноз - заболевание, вызванное катастрофой на ЧАЭС.
Сергей Маскевич:
Вы будете поступать на общих основаниях.

Роман Шамшут
, Волковыск:
Скажите, пожалуйста, приравниваются ли школы в городах с населением менее двух тысяч к сельским? И сохраняется ли для них меньший проходной балл в этом году?
Сергей Маскевич:
Что касается абитуриентов, относящихся к сельским, то это только те ребята, которые закончили сельскую школу и проживали в селе не менее двух лет на момент окончания средней школы.

Участие в "сельском" конкурсе не смогут принять абитуриенты из населенных пунктов, которые включены в специальный "Список населенных пунктов Республики Беларусь, которые относятся к городским". Этот сборник выпускает Белстат и он есть во всех приемных комиссиях вузов. Если населенного пункта, где жил выпускник, нет в этом сборнике, значит, он может участвовать в "сельском" конкурсе. Абитуриент может уточнить этот вопрос в приемной комиссии вуза.

Для абитуриента также важно - сохранится ли для выпускников из сельской местности меньший проходной балл. Дело в том, что в вузах есть два конкурса: для тех, кто закончил школу и проживал в сельской местности, и для тех, кто проживал и окончил школу в городской местности. Квоты для одних и других формируются пропорционально поданным заявлениям. Если в заявлениях абитуриентов из сельской местности проходной балл выше, чем среди городских выпускников, то в таком случае будет общий для всех конкурс.

Кстати, необходимо напомнить, что поступающим из населенных пунктов с численностью населения менее 20 тыс. человек предоставлена возможность обучаться на условиях целевой подготовки на специальностях сельскохозяйственного, лесохозяйственного, медицинского, педагогического профилей, а также на специальностях железнодорожного транспорта, журналистики, культуры и искусства. Для этого необходимо обратиться государственную организацию или местный исполнительный и распорядительный орган, заинтересованный в целевой подготовке специалистов, и заключить договор на целевую подготовку.

С.И.Сакович
, Канада:
Уважаемый Сергей Александрович, смотрел новости на БЕЛТА и увидел вашу онлайн-конференцию. Решил написать. Я уехал около пятнадцати лет назад из Беларуси и сейчас профессор в Канадском университете. В Беларуси много университетов. Единственный, конечно, известен на Западе - это Белорусский государственный университет. В последние годы БГУ стал сильнее развиваться, все больше подниматься в международных рейтингах, стал очень популярен среди иностранцев. Однако, глядя на их финансовые показатели (они есть на сайте), БГУ все больше и больше зарабатывает внебюджетных средств. И соответственно доля бюджетной составляющей каждый год сокращается. Доля внебюджета у них приближается к 50%. Это конечно хорошо, но это также означает, что государство все меньше и меньше выделяет денег университету. Планируете ли вы так и дальше вести политику или как-то исправлять ситуацию? В Канаде в университетах более 75% денег - это государственные деньги. Университет может нормально развиваться только при наличии хорошей государственной поддержки. Иначе он превратится в машину для зарабатывания денег, которая имеет мало что общего с образованием и наукой. Стране надо сохранить и развивать те достижения, которые имеет БГУ.
Сергей Маскевич:
Опасность такая есть. Но для того, чтобы этого не произошло, уже с нынешнего года показатель "внебюджетные доходы" вуза (как основной показатель деятельности) исключен. Кроме того, в стране проводятся соответствующие мероприятия, есть специальные структуры, которые отслеживают качество образовательной деятельности и качество подготовки специалистов. Поэтому если такая угроза появится и станет серьезным препятствием, мы обратим на нее внимание. Планируем существенно пересмотреть систему подготовки специалистов, получающих высшее образование заочно. Будет совершенствоваться и система текущей аттестации в вузах - я имею в виду контроль знаний. Если говорить о бюджетном финансировании, оно возрастет примерно на 40% по сравнению с прошлым годом.


БЕЛТА

16-05-2011 18:31





© 2006 Школа №BY
окно сообщений
карта сайта