о сайте
В саду росли лопухи, привольно развесив уши. (из сочинения)

Главное меню

Закон Республики Беларусь "Об общем среднем образовании"

Отправить на e-mail
раздел: Учитель | категория: Законодательство

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

5 июля 2006 г. № 141-З

ОБ ОБЩЕМ СРЕДНЕМ ОБРАЗОВАНИИ

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 108, 2/1238)

Принят Палатой представителей 14 июня 2006 года

Одобрен Советом Республики 16 июня 2006 года

Настоящий Закон направлен на создание правовых, организационных, экономических и социальных основ функционирования и развития системы общего среднего образования в Республике Беларусь, необходимых условий для становления и развития личности, реализации права каждого на получение общего среднего образования.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные термины и их определения

1. В настоящем Законе используются следующие основные термины и их определения:

1.1. общее среднее образование – уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающий духовное и физическое развитие личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение учащимся основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению образования, включающий уровень общего базового образования и завершающийся итоговой аттестацией и выдачей документа об общем среднем образовании установленного образца;

1.2. общее базовое образование – уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающий овладение учащимся основами наук, навыками умственного и физического труда, социальным опытом, нормами морали и правилами поведения, формирование готовности к профессиональному самоопределению и продолжению образования, включающий ступень общего начального образования и завершающийся итоговой аттестацией и выдачей документа об общем базовом образовании установленного образца;

1.3. общеобразовательные учреждения – учреждения, обеспечивающие получение общего начального, общего базового, общего среднего образования, в том числе учебно-педагогические комплексы, основной функцией которых являются обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования;

1.4. учебно-педагогический комплекс – общеобразовательное учреждение, обеспечивающее в рамках одного учреждения образования обучение и воспитание на уровнях дошкольного и общего среднего образования либо на уровнях общего среднего и среднего специального образования;

1.5. базовый уровень изучения учебного предмета – содержание образования по учебному предмету, обязательное для усвоения всеми учащимися (общеобразовательный минимум);

1.6. повышенный уровень изучения учебного предмета – содержание образования по учебному предмету, включающее базовый уровень изучения учебного предмета с расширением и углублением его содержания;

1.7. углубленный уровень изучения учебного предмета – содержание образования по учебному предмету, включающее повышенный уровень изучения учебного предмета с изменением структуры учебного материала, усложнением его содержания и увеличением его объема;

1.8. профильное обучение – система обучения учащихся на ІІІ ступени общего среднего образования (XI-XII (XIII) классы), способствующая осознанному профессиональному само определению, дальнейшему продолжению образования и трудовой деятельности, обеспечивающая изучение отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, а также изучение курсов по выбору.

2. Содержание иных терминов определяется отдельными статьями настоящего Закона.

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь об общем среднем образовании

1. Законодательство Республики Беларусь об общем среднем образовании основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 года «Об образовании» (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1991 г., № 33, ст. 598; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844), настоящего Закона и иных актов законодательства.

2. Если вступившим в силу международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственная политика в сфере общего среднего образования

1. Государственная политика в сфере общего среднего образования направлена на:

1.1. обеспечение прав граждан на доступность и бесплатность общего среднего образования;

1.2. всеобщность и обязательность общего базового образования;

1.3. осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;

1.4. создание необходимых условий для эффективного функционирования и развития

системы общего среднего образования;

1.5. определение содержания общего среднего образования на основе приоритета национальных и общечеловеческих ценностей, потребностей личности, общества и государства;

1.6. обеспечение качества общего базового, общего среднего образования;

1.7. обеспечение преемственности и непрерывности ступеней общего среднего образования;

1.8. обеспечение преемственности дошкольного образования с общим средним образованием и общего среднего образования с профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием;

1.9. обеспечение гуманистического характера обучения и воспитания, защиту прав детей.

2. Организационной основой осуществления государственной политики в сфере общего среднего образования являются программы развития общего среднего образования, утверждаемые Правительством Республики Беларусь не реже одного раза в десять лет.

Статья 4. Право на получение общего среднего образования

1. Право на получение общего среднего образования обеспечивается:

1.1. созданием сети государственных общеобразовательных учреждений и необходимого количества ученических мест в них;

1.2. организацией учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;

1.3. созданием для граждан равных возможностей на получение общего базового и общего среднего образования;

1.4. созданием условий для получения общего базового и общего среднего образования с учетом национальных традиций, индивидуальных потребностей, способностей и запросов учащихся;

1.5. созданием условий для получения общего среднего образования на основе общего базового образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, общего базового образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования;

1.6. использованием различных форм получения общего базового и общего среднего образования;

1.7. созданием специальных условий для получения общего базового и общего среднего образования лицами с особенностями психофизического развития;

1.8. созданием различных типов общеобразовательных учреждений;

1.9. созданием в общеобразовательных учреждениях классов с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, а также классов с профильным обучением;

1.10. государственной поддержкой малообеспеченных граждан, имеющих детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

2. Право на получение общего среднего образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов может быть реализовано в государственных общеобразовательных учреждениях, а также в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Статья 5. Задачи общего среднего образования

Задачами общего среднего образования являются:

духовное и физическое развитие учащихся;

овладение учащимися основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда;

формирование научного мировоззрения, нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни;

подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, в том числе к продолжению образования, трудовой деятельности, семейной жизни;

воспитание гражданина Республики Беларусь.

Статья 6. Международное сотрудничество в сфере общего среднего образования

1. Международное сотрудничество в сфере общего среднего образования осуществляется в рамках международных договоров Республики Беларусь, международных и национальных проектов и программ в сфере образования, а также договоров физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере общего среднего образования, с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами.

2. Физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере общего среднего образования, осуществляют международное сотрудничество путем:

2.1. установления связей с международными организациями, иностранными физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере общего среднего образования, в том числе по обмену технологиями обучения, программами, опытом организации образовательного процесса;

2.2. разработки программ двустороннего и многостороннего обмена учащимися и участия в них;

2.3. приглашения специалистов иностранных государств и направления специалистов Республики Беларусь в иностранные государства для участия в педагогической, исследовательской деятельности в сфере общего среднего образования;

2.4. организации международных конгрессов, конференций, симпозиумов и участия в них, а также в работе международных организаций и ассоциаций;

2.5. осуществления внешнеэкономической деятельности, направленной на выполнение

задач, определенных настоящим Законом, а также на развитие международных контактов, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь.

ГЛАВА 2. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 7. Система общего среднего образования

Система общего среднего образования включает в себя:

образовательные стандарты общего среднего образования, разработанные на их основе учебные планы и учебные программы;

общеобразовательные учреждения, иные учреждения образования, осуществляющие обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования, организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы общего среднего образования, в том числе ее научно-методическое обеспечение;

республиканские органы государственного управления и местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их полномочий по управлению в сфере общего среднего образования;

участников образовательного процесса.

Статья 8. Образовательные стандарты общего среднего образования

1. Образовательные стандарты общего среднего образования содержат общие требования к уровням общего базового и общего среднего образования, срокам обучения, типам общеобразовательных учреждений, определяют обязательное содержание образования на базовом, повышенном и углубленном уровнях изучения учебных предметов, обязательный и максимальный объемы учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки выпускников, итоговой аттестации, документам об образовании.

2. Получение общего базового и общего среднего образования в учреждениях образования осуществляется в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего образования.

3. Порядок разработки и утверждения образовательных стандартов общего среднего образования устанавливается Правительством Республики Беларусь.

Статья 9. Научно-методическое обеспечение общего среднего образования

1. Основными задачами научно-методического обеспечения общего среднего образования являются:

1.1. обеспечение реализации требований образовательных стандартов общего среднего образования;

1.2. изучение, анализ и оценка результативности учебно-воспитательного процесса и состояния методической работы в учреждениях образования, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

1.3. информационно-методическая поддержка внедрения нового и обновленного содержания образования, использования новых образовательных технологий и средств обучения.

2. Научно-методическое обеспечение общего среднего образования включает в себя:

2.1. фундаментальные и прикладные исследования в сфере общего среднего образования;

2.2. учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия, учебно-методические комплексы, учебное оборудование, средства обучения;

2.3. образовательные технологии;

2.4. экспериментальную и инновационную деятельность учреждений образования.

3. Научно-методическое обеспечение общего среднего образования осуществляется научно-методическими и исследовательскими учреждениями, учреждениями, обеспечивающими получение высшего образования, повышение квалификации и переподготовку педагогических работников, учебно-методическими кабинетами (центрами) управлений и отделов образования местных исполнительных и распорядительных органов, учреждениями образования, функционирующими в системе общего среднего образования, в пределах их компетенции, иными физическими и юридическими лицами в пределах их компетенции.

Статья 10. Структура общего среднего образования, сроки обучения

1. Структура общего среднего образования включает в себя:

1.1. два уровня: общее базовое и общее среднее образование;

1.2. три ступени: I ступень (I-IV классы); II ступень (V-X классы); III ступень (XI-XII классы, в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы, – XI-XIII классы).

2. I ступень общего среднего образования обеспечивает получение общего начального образования и является обязательной для продолжения обучения на II ступени общего среднего образования.

3. I и II ступени общего среднего образования составляют уровень общего базового образования. Получение общего базового образования дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

4. I, II и III ступени общего среднего образования составляют уровень общего среднего образования. Получение общего среднего образования дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

5. Срок обучения составляет: для общего базового образования – десять лет; для общего среднего образования – двенадцать лет (при обучении на ІІІ ступени общего среднего образования в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы, – двенадцать-тринадцать лет).

6. Сроки обучения для лиц с особенностями психофизического развития определяются в соответствии со статьей 32 Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 87, 2/1034).

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Статья 11. Организация обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования

1. Обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования могут быть организованы:

1.1. в учреждениях образования;

1.2. на дому;

1.3. в условиях организаций здравоохранения, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

2. К учреждениям образования, осуществляющим обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования, относятся:

2.1. общеобразовательные учреждения;

2.2. специальные учреждения образования;

2.3. учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Статья 12. Общеобразовательные учреждения

1. Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании устава, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. Общеобразовательные учреждения обеспечивают изучение всех учебных предметов на базовом уровне. В общеобразовательных учреждениях в зависимости от их типов может осуществляться изучение отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, а также может обеспечиваться профильное обучение.

3. Общеобразовательные учреждения могут быть государственными и частными. В случаях, предусмотренных частью десятой статьи 15 Закона Республики Беларусь «Об образовании», общеобразовательные учреждения могут быть только государственными.

4. Государственная аккредитация общеобразовательных учреждений проводится в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

5. Общеобразовательные учреждения в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, могут создавать условия для:

5.1. организации внешкольного воспитания и обучения;

5.2. аттестации в порядке экстерната для лиц, получающих общее базовое и общее среднее образование самостоятельно;

5.3. интегрированного обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического

развития;

5.4. оказания коррекционно-педагогической помощи;

5.5. профессиональной подготовки учащихся;

5.6. подготовки детей дошкольного возраста к обучению в общеобразовательном учреждении.

6. Общеобразовательные учреждения могут осуществлять экспериментальную и инновационную деятельность в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

7. Особенности создания, функционирования, реорганизации и ликвидации общеобразовательных учреждений определяются законодательством Республики Беларусь.

Статья 13. Структура общеобразовательного учреждения

1. Для осуществления обучения и воспитания учащихся, как правило, одного возраста по соответствующим учебным планам и учебным программам учащиеся объединяются в классы. В случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, класс может делиться на группы.

2. В общеобразовательных учреждениях могут создаваться классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, классы с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, классы с профильным обучением, классы, обучение в которых осуществляется по учебным планам гимназий (гимназические классы), классы, обучение в которых осуществляется по учебным планам лицея (лицейские классы), классы, учебно-консультационные пункты, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.

Положения об указанных классах, учебно-консультационных пунктах, создаваемых в общеобразовательном учреждении, утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

3. В общеобразовательных учреждениях, создавших условия для получения образования лицами с особенностями психофизического развития, могут открываться:

3.1. специальные классы (группы) для лиц с особенностями психофизического развития;

3.2. классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания для совместного обучения лиц с особенностями психофизического развития и лиц, не имеющих физических и (или) психических нарушений;

3.3. пункты коррекционно-педагогической помощи для оказания своевременной квалифицированной коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, имеющим стойкие или временные трудности в освоении учебных программ.

4. В общеобразовательных учреждениях могут открываться группы продленного дня для учащихся, получающих образование на I и II ступенях общего среднего образования.

Положение о группе продленного дня общеобразовательного учреждения утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

5. При общеобразовательных учреждениях (кроме школ-интернатов, санаторных школ-интернатов, специальных школ закрытого типа, специальных общеобразовательных школ (школ-интернатов)) могут открываться интернаты.

Положение об интернате общеобразовательного учреждения утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 14. Типы общеобразовательных учреждений

1. К общеобразовательным учреждениям относятся:

1.1. начальная школа;

1.2. базовая школа;

1.3. средняя школа;

1.4. вечерняя (сменная) школа;

1.5. гимназия;

1.6. лицей;

1.7. школа-интернат;

1.8. санаторная школа-интернат;

1.9. специальная школа закрытого типа;

1.10. специальная общеобразовательная школа (школа-интернат);

1.11. учебно-педагогический комплекс.

2. В Республике Беларусь могут создаваться иные типы общеобразовательных учреждений, которые осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Статья 15. Начальная школа

Начальная школа обеспечивает обучение и воспитание на I ступени общего среднего образования. По решению учредителя в ней могут осуществляться:

изучение на повышенном уровне одного из иностранных языков;

изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности.

Статья 16. Базовая школа

1. Базовая школа обеспечивает обучение и воспитание на I и II ступенях общего среднего образования.

2. На І ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

2.1. изучение на повышенном уровне одного из иностранных языков;

2.2. изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности.

3. На IІ ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

3.1. начиная с V класса – изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иностранного языка, трудовое обучение;

3.2. начиная с VIII класса – изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иных учебных предметов.

Статья 17. Средняя школа

1. Средняя школа обеспечивает обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования.

2. На І ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

2.1. изучение на повышенном уровне одного из иностранных языков;

2.2. изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности.

3. На IІ ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

3.1. начиная с V класса – изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иностранного языка, трудовое обучение;

3.2. начиная с VIII класса – изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иных учебных предметов.

4. На III ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться профильное обучение, а также профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.

Статья 18. Вечерняя (сменная) школа

Вечерняя (сменная) школа обеспечивает обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования в очной и (или) заочной формах получения образования. В вечерней (сменной) школе по решению учредителя могут осуществляться профильное обучение, а также профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.

Статья 19. Гимназия

1. Гимназия обеспечивает обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования.

2. На IІ ступени общего среднего образования по решению учредителя осуществляются:

2.1. начиная с V класса – изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иностранного языка, трудовое обучение;

2.2. начиная с VIII класса – изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иных учебных предметов.

3. На III ступени общего среднего образования осуществляется профильное обучение, а также по решению учредителя может осуществляться профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.

Статья 20. Лицей

Лицей обеспечивает профильное обучение на III ступени общего среднего образования. В лицее по решению учредителя может осуществляться профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.

Статья 21. Школа-интернат

1. Школа-интернат обеспечивает обучение и воспитание на I, II и IIІ ступенях общего среднего образования, создает условия для проживания, питания, гармоничного развития и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

2. В школе-интернате на І ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

2.1. изучение на повышенном уровне одного из иностранных языков;

2.2. изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности.

3. На IІ ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

3.1. начиная с V класса – изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иностранного языка, трудовое обучение;

3.2. начиная с VIII класса – изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иных учебных предметов.

4. На III ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться профильное обучение, а также профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.

Статья 22. Санаторная школа-интернат

1. Санаторная школа-интернат создается для оздоровления и лечения учащихся и обеспечивает их обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования.

2. Показания и противопоказания к приему в санаторную школу-интернат определяются Министерством здравоохранения Республики Беларусь совместно с Министерством образования Республики Беларусь.

3. Порядок функционирования санаторной школы-интерната определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 23. Специальная школа закрытого типа

1. Специальная школа закрытого типа, созданная для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и содержания, является специальным учебно-воспитательным учреждением и обеспечивает обучение и воспитание на I и II ступенях общего среднего образования.

2. Специальная школа закрытого типа, созданная для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и содержания и имеющих недостатки физического или психического развития либо заболевания, вызывающие необходимость их содержания, лечения, воспитания и обучения в этих учреждениях, является специальным лечебно-воспитательным учреждением, обеспечивает обучение и воспитание на I и II ступенях общего среднего образования.

Статья 24. Специальная общеобразовательная школа (школа-интернат)

1. Специальная общеобразовательная школа (школа-интернат) обеспечивает обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования учащихся из числа лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями речи, слуха, зрения, психического развития (трудностями в обучении), функций опорно-двигательного аппарата и проведение коррекции нарушений психофизического развития учащихся, создает условия для их гармоничного развития. Специальная общеобразовательная школа (школа-интернат), кроме того, создает условия для проживания, питания и социализации лиц с особенностями психофизического развития.

2. В специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) на І ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

2.1. изучение на повышенном уровне одного из иностранных языков;

2.2. изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности.

3. На IІ ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться:

3.1. начиная с V класса – изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иностранного языка, трудовое обучение;

3.2. начиная с VIII класса – изучение на повышенном и (или) углубленном уровнях иных учебных предметов.

4. На III ступени общего среднего образования по решению учредителя могут осуществляться профильное обучение, а также профессиональная подготовка учащихся, которая завершается присвоением соответствующей квалификации рабочего (служащего) при условии сдачи квалификационного экзамена.

Статья 25. Учебно-педагогический комплекс

1. К учебно-педагогическим комплексам относятся:

1.1. ясли-сад – школа (ясли-сад – начальная школа, ясли-сад – базовая школа, ясли-сад – средняя школа);

1.2. детский сад – школа (детский сад – начальная школа, детский сад – базовая школа,

детский сад – средняя школа);

1.3. средняя школа – колледж искусств;

1.4. гимназия – колледж искусств;

1.5. лингвистическая гимназия – колледж.

2. Ясли-сад – школа, детский сад – школа обеспечивают в рамках одного учреждения образования последовательное обучение и воспитание на уровне дошкольного образования и соответствующих ступенях общего среднего образования.

3. Средняя школа – колледж искусств обеспечивает обучение и воспитание на I, II, III ступенях общего среднего образования, изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности и на конкурсной основе – получение среднего специального образования соответствующего профиля.

4. Гимназия – колледж искусств обеспечивает обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования, изучение специальных учебных предметов художественно-эстетической направленности и на конкурсной основе – получение среднего специального образования соответствующего профиля.

5. Лингвистическая гимназия – колледж обеспечивает обучение и воспитание на II и III ступенях общего среднего образования с обязательным изучением двух иностранных языков, один из которых изучается на углубленном уровне, и на конкурсной основе – получение среднего специального образования соответствующего профиля.

6. Нормы настоящего Закона и иных актов законодательства Республики Беларусь об образовании, регулирующие общественные отношения в сфере общего среднего образования, распространяются на учебно-педагогические комплексы в пределах осуществления ими обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования.

Статья 26. Организация учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования. Подготовка детей к обучению в общеобразовательных учреждениях

1. Учет детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.

2. Порядок организации учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, определяется Правительством Республики Беларусь.

3. Подготовка детей к обучению на I ступени общего среднего образования осуществляется в дошкольных учреждениях, в общеобразовательных учреждениях на специально организованных занятиях, а также посредством оказания консультационной помощи законным представителям детей дошкольного возраста педагогическими работниками.

Статья 27. Общие требования к приему в общеобразовательные учреждения и отчислению из них

1. В Республике Беларусь каждый имеет право обращаться для получения образования в любое общеобразовательное учреждение, которое обязано рассмотреть обращение в соответствии с установленной процедурой приема.

2. Прием детей в общеобразовательные учреждения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется без вступительных испытаний на основании заявления их законных представителей и медицинского заключения, выданного в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Прием детей в I класс осуществляется с шести лет или более позднего возраста.

3. Прием в гимназии, лицеи, гимназические и лицейские классы осуществляется на основании вступительных испытаний, порядок проведения которых определяется Министерством образования Республики Беларусь.

4. Учащиеся гимназий, гимназических классов, завершившие обучение на II ступени общего среднего образования, продолжают обучение на III ступени общего среднего образования в данных гимназиях, гимназических классах без проведения вступительных испытаний.

5. Зачисление в классы с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности осуществляется по заявлению учащихся (их законных представителей) с учетом способностей детей в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

6. Зачисление в классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, профильным обучением осуществляется по заявлению учащихся (их законных представителей).

7. Запрещается отчисление из общеобразовательных учреждений учащихся, обучающихся на I и II ступенях общего среднего образования, по причине их неуспеваемости.

8. Порядок приема, перевода, отчисления и выпуска учащихся общеобразовательных учреждений определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 28. Обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования в специальных учреждениях образования

1. К специальным учреждениям образования, осуществляющим обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития на ступенях общего среднего образования, относятся:

1.1. специальная общеобразовательная школа (школа-интернат);

1.2. вспомогательная школа (школа-интернат);

1.3. центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

2. Положения настоящего Закона распространяются на специальные учреждения образования в части, не противоречащей законодательству Республики Беларусь о специальном образовании.

3. Особенности обучения и воспитания учащихся на ступенях общего среднего образования в специальных учреждениях образования определяются Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», иными актами законодательства Республики Беларусь.

Статья 29. Обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования

1. В учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, наряду с получением профессионально-технического образования на основе общего базового образования может быть получено общее среднее образование, а в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, – общее базовое образование.

2. В учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, наряду с получением среднего специального образования на основе общего базового образования обеспечивается получение общего среднего образования.

3. В учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования, могут осуществляться обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования.

4. Особенности обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, определяются законодательством Республики Беларусь.

Статья 30. Организация обучения и воспитания на дому

1. Учащимся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учебные занятия в общеобразовательных учреждениях, создаются условия для обучения и воспитания на дому.

2. Решение об обучении и воспитании на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа на основании заявления законных представителей учащихся и заключения врачебно-консультационной комиссии.

3. Обучение и воспитание учащихся на дому осуществляются государственными общеобразовательными учреждениями по месту жительства учащихся или учреждениями, где они обучались до возникновения медицинских показаний для обучения и воспитания на дому.

4. Перечень медицинских показаний для обучения и воспитания на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь; порядок обучения и воспитания на дому определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 31. Организация обучения и воспитания учащихся, находящихся в санаторно-курортных или оздоровительных организациях, на стационарном лечении в организациях здравоохранения

1. Учащимся, находящимся на стационарном лечении в организациях здравоохранения, создаются условия для обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования.

2. Решение об обучении и воспитании учащихся, находящихся на стационарном лечении в организации здравоохранения, принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого находится данная организация здравоохранения.

3. Обучение и воспитание учащихся, находящихся на стационарном лечении в организации здравоохранения, осуществляются государственным общеобразовательным учреждением по месту нахождения данной организации здравоохранения.

4. Порядок обучения и воспитания учащихся, находящихся на стационарном лечении в организациях здравоохранения, определяется Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

5. Учащимся, находящимся в санаторно-курортных или оздоровительных организациях, создаются условия для обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования.

6. Порядок обучения и воспитания учащихся, находящихся в санаторно-курортных или оздоровительных организациях, определяется законодательством Республики Беларусь.

7. Обязанности по организации обучения и воспитания учащихся, находящихся в санаторно-курортной или оздоровительной организации, возлагаются на отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа, на территории которого расположена данная санаторно-курортная или оздоровительная организация, и на данную санаторно-курортную или оздоровительную организацию.

8. При направлении в санаторно-курортные или оздоровительные организации учащихся в составе организованных групп обязанности по организации их обучения и воспитания возлагаются на отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов и (или) на учреждения образования, направляющие группы учащихся.

ГЛАВА 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Статья 32. Организация образовательного процесса, учебные планы и учебные программы

1. Образовательный процесс на ступенях общего среднего образования строится на основе принципов государственной политики в сфере образования, научно обоснованном определении содержания общего среднего образования и его структурировании, педагогически обоснованном выборе форм, методов и средств обучения и воспитания.

2. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с учебными планами и учебными программами, разрабатываемыми на основе образовательных стандартов общего среднего образования.

3. Структура и содержание учебных планов и учебных программ должны учитывать возможности, запросы и интересы учащихся, обеспечивать преемственность содержания образования на всех ступенях общего среднего образования.

4. Министерство образования Республики Беларусь ежегодно совместно с Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством здравоохранения Республики Беларусь утверждает типовые учебные планы на текущий учебный год для всех типов общеобразовательных учреждений, которые являются основой для разработки учебных планов общеобразовательными учреждениями.

5. Экспериментальные учебные планы и учебные программы утверждаются Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

6. На базе дошкольных учреждений образования по решению местного исполнительного и распорядительного органа могут осуществляться обучение и воспитание учащихся I класса, а при наличии условий – и других начальных классов. Образовательный процесс в этих классах осуществляется педагогическими работниками общеобразовательного учреждения.

Статья 33. Общие требования к организации образовательного процесса

1. Структура учебного года по четвертям, триместрам или полугодиям определяется учреждением образования с учетом требований санитарных норм, правил, гигиенических нормативов и согласовывается с соответствующим местным исполнительным и распорядительным органом и территориальным органом государственного санитарного надзора.

2. Для учащихся общеобразовательных учреждений устанавливаются:

2.1. каникулы общей продолжительностью не менее тридцати календарных дней на протяжении учебного года, а для учащихся I и II классов – дополнительно каникулы продолжительностью в одну неделю;

2.2. летние каникулы продолжительностью не менее двенадцати календарных недель.

3. Проведение в общеобразовательных учреждениях учебных занятий по сменам допускается в случаях и порядке, определяемых Министерством образования Республики Беларусь совместно с Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

4. Основной формой организации образовательного процесса является урок.

5. В образовательном процессе могут использоваться стимулирующие, поддерживающие и факультативные занятия, курсы по выбору, занятия по интересам.

6. Открытие классов в общеобразовательном учреждении может осуществляться при наличии одного и более учащихся. В общеобразовательном учреждении наполняемость классов не должна превышать 25 учащихся, в I—IV классах, классах с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, классах с профильным обучением, гимназических и лицейских классах, классах вечерних (сменных) школ, классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы, – 20 учащихся.

Статья 34. Язык обучения и воспитания

1. Язык обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 января 1990 года «О языках в Республике Беларусь» (СЗ БССР, 1990 г., № 4, ст. 46; Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь, 1998 г., № 28, ст. 461), Законом Республики Беларусь «Об образовании».

2. Изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков в общеобразовательных учреждениях является обязательным, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития.

3. Язык обучения и воспитания для отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития определяется Законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)».

4. Основной язык обучения (белорусский или русский) определяется учредителем общеобразовательного учреждения с учетом пожеланий учащихся и их законных представителей. Обязательный для изучения иностранный язык определяется учредителем общеобразовательного учреждения с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования.

5. В порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, могут создаваться общеобразовательные учреждения или классы в общеобразовательных учреждениях, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.

6. Порядок изучения белорусского и (или) русского языков учащимися, временно находящимися на территории Республики Беларусь, определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 35. Формы получения образования

1. Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната.

2. Обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.

3. Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.

4. Особенности получения образования самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната, по индивидуальным учебным планам определяются Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 36. Аттестация учащихся

1. Аттестация учащихся (текущая, промежуточная, итоговая) осуществляется в целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ. Результаты аттестации оцениваются отметкой в баллах, за исключением учащихся I и II классов. Аттестация учащихся I и II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах.

2. Аттестация учащихся может осуществляться в устной, письменной и практической формах. Допускается сочетание указанных форм.

3. Текущая аттестация – определение соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ по соответствующей теме (темам) учебного предмета на уроках с выставлением отметок.

4. Промежуточная аттестация – определение соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ по учебным предметам с выставлением отметок за четверть, триместр, полугодие с учетом результатов текущей аттестации.

5. Итоговая аттестация – определение соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ по учебным предметам с выставлением отметок за год (годовая отметка) с учетом результатов промежуточной аттестации, а также за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования.

Итоговая аттестация за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования включает в себя выставление отметок за год (годовая отметка) с учетом результатов промежуточной аттестации, а также итоговых отметок по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, с учетом годовой и экзаменационной отметок.

6. Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно определяются Министерством образования Республики Беларусь не менее чем за год до начала проведения выпускных экзаменов и доводятся до сведения участников образовательного процесса через средства массовой информации.

7. В случае освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования итоговая аттестация проводится на основании годовых отметок.

8. Перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования, определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Иные основания для освобождения учащихся от выпускных экзаменов за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования определяются Министерством образования Республики Беларусь.

9. Порядок проведения аттестации учащихся определяется Министерством образования Республики Беларусь.

Статья 37. Порядок перевода учащихся в следующий класс

1. Порядок перевода учащихся в следующий класс определяется Министерством образования Республики Беларусь.

2. Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней в течение учебного года по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения по заявлению их законных представителей и решению педагогического совета того общеобразовательного учреждения, в которое подано заявление законных представителей учащихся.

Статья 38. Документы об образовании

1. Успешное прохождение итоговой аттестации за период обучения на уровне общего базового образования дает выпускникам право на получение свидетельства об общем базовом образовании, за период обучения на уровне общего среднего образования – аттестата об общем среднем образовании.

2. Выпускникам за отличные успехи в учебе и примерное поведение за период обучения на уровне общего базового образования выдается свидетельство об общем базовом образовании с отличием.

3. Выпускники за отличные успехи в учебе и примерное поведение за период обучения на уровне общего среднего образования награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов – похвальными листами.

4. Положение о золотой, серебряной медалях и похвальных листах утверждается Правительством Республики Беларусь.

5. Учащимся, не прошедшим итоговую аттестацию за период обучения на уровне общего среднего образования, выдаются справки установленного Министерством образования Республики Беларусь образца, не являющиеся документом об общем среднем образовании.

6. Образцы документов об общем базовом и общем среднем образовании, порядок их заполнения и выдачи определяются Правительством Республики Беларусь.

7. Учащимся, прошедшим профессиональную подготовку и успешно сдавшим выпускной квалификационный экзамен, выдается свидетельство о присвоении соответствующей квалификации рабочего (служащего).

Статья 39. Воспитание учащихся в общеобразовательных учреждениях

1. Воспитание учащихся в общеобразовательных учреждениях осуществляется в процессе обучения, внеклассной и внешкольной деятельности.

2. Воспитание учащихся в общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с программой воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, утверждаемой Министерством образования Республики Беларусь.

3. Основными направлениями воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях являются:

3.1. формирование духовно и нравственно зрелой, творческой личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей;

3.2. воспитание гражданина и патриота;

3.3. воспитание уважения к себе и другим людям, семье, традициям и обычаям белорусского народа, культуре других национальных общностей;

3.4. педагогическая и психологическая поддержка в социальном развитии личности;

3.5. развитие чувства коллективизма и навыков межличностного общения;

3.6. овладение навыками безопасного и культурного поведения, здорового образа жизни;

3.7. формирование экологической культуры;

3.8. психолого-педагогическая профилактика неадекватного поведения учащихся.

4. Организационно-воспитательную работу в классе осуществляют педагогические работники, в том числе педагогический работник, выполняющий функции классного руководителя.

Статья 40. Социально-педагогическое и психологическое обеспечение образовательного процесса

1. Социально-педагогическое и психологическое обеспечение образовательного процесса составляет систему практического использования психологии и социальной педагогики в целях оптимизации образовательного процесса, социальной адаптации и развития личности учащихся.

2. Социально-педагогическое и психологическое обеспечение образовательного процесса в общеобразовательном учреждении осуществляют педагог-психолог, педагог социальный, а также по решению руководителя общеобразовательного учреждения могут осуществлять иные специалисты общеобразовательного учреждения, принимающие непосредственное участие в воспитании учащихся и имеющие психологическое, педагогическое, социально-педагогическое образование или прошедшие соответствующую переподготовку, подтвержденную документом об образовании.

3. Педагог-психолог и педагог социальный осуществляют свою деятельность в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 5. УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 41. Государственное управление в сфере общего среднего образования

1. Государственное управление в сфере общего среднего образования осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах их компетенции.

2. Контроль в сфере общего среднего образования, координацию деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере общего среднего образования осуществляет Министерство образования Республики Беларусь.

Статья 42. Управление общеобразовательным учреждением

1. Управление общеобразовательным учреждением строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления и осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом данного учреждения образования.

2. Непосредственное руководство общеобразовательным учреждением осуществляет его руководитель, назначаемый в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь.

3. В общеобразовательном учреждении создается (в начальной школе может создаваться) педагогический совет из числа педагогических работников данного общеобразовательного учреждения. Педагогический совет является коллегиальным органом, который рассматривает вопросы организации образовательного процесса, определения путей реализации содержания образования, проведения аттестации и выпуска учащихся, повышения качества образования, профессионального уровня педагогических работников и иные вопросы образовательной деятельности общеобразовательного учреждения.

Положение о педагогическом совете утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

4. Высшим органом самоуправления общеобразовательного учреждения является совет общеобразовательного учреждения, который формируется из педагогических работников, учащихся и их законных представителей. В состав совета общеобразовательного учреждения могут входить представители общественных объединений, органов государственного управления в сфере образования.

5. В общеобразовательном учреждении могут создаваться иные органы самоуправления (попечительский совет, родительский комитет).

6. Органы самоуправления общеобразовательного учреждения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и уставом общеобразовательного учреждения.

7. Положения об органах самоуправления общеобразовательного учреждения утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

ГЛАВА 6. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Статья 43. Участники образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях

К участникам образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях относятся:

учащиеся;

педагогические работники;

законные представители учащихся.

Статья 44. Учащиеся общеобразовательных учреждений, их права, обязанности и ответственность

1. Учащимися общеобразовательных учреждений являются лица, зачисленные в эти учреждения в установленном порядке для обучения и воспитания.

2. Учащиеся общеобразовательных учреждений имеют право на:

2.1. получение образования в соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования;

2.2. получение бесплатного общего начального, общего базового, общего среднего образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

2.3. получение дополнительных образовательных услуг в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь;

2.4. выбор общеобразовательного учреждения, профиля обучения;

2.5. обучение в рамках образовательных стандартов общего среднего образования по индивидуальному учебному плану;

2.6. обеспечение учебниками и учебными пособиями в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь;

2.7. бесплатное пользование информационными ресурсами библиотек, учебной, производственной, научной и культурно-спортивной базой общеобразовательного учреждения;

2.8. участие в управлении общеобразовательным учреждением через органы самоуправления;

2.9. профессиональную подготовку, необходимую для присвоения им соответствующей квалификации рабочего (служащего);

2.10. своевременное получение информации об оценке результатов собственной учебной деятельности, сроках проведения аттестации;

2.11. охрану своей жизни и здоровья в ходе образовательного процесса;

2.12. поощрение за успехи в учебе и примерное поведение;

2.13. участие в молодежных и детских общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;

2.14. получение питания в общеобразовательном учреждении в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь;

2.15. посещение мероприятий, организуемых общеобразовательным учреждением для учащихся, с учетом возраста учащегося;

2.16. защиту своих прав, чести и достоинства в процессе получения образования.

3. Учащиеся общеобразовательных учреждений обязаны:

3.1. выполнять требования учебных планов и учебных программ;

3.2. быть дисциплинированными, заботиться о репутации общеобразовательного учреждения;

3.3. достойно вести себя в общеобразовательном учреждении и за его пределами;

3.4. с уважением относиться к национальной истории, культуре своего и других народов;

3.5. охранять природную среду;

3.6. не допускать причинения вреда своему здоровью и здоровью других лиц;

3.7. подчиняться решениям органов управления и самоуправления общеобразовательного учреждения, принятым в пределах их компетенции и не противоречащим законодательству Республики Беларусь;

3.8. выполнять требования педагогических и иных работников общеобразовательных учреждений в области, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения к их компетенции;

3.9. соблюдать устав и правила внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения.

4. Иные права и обязанности учащихся определяются законодательством Республики Беларусь и уставом соответствующего общеобразовательного учреждения.

5. За нарушение устава и правил внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения учащимся могут быть объявлены замечание или выговор в порядке, установленном уставом общеобразовательного учреждения.

Статья 45. Охрана и укрепление здоровья учащихся

1. Общеобразовательное учреждение создает надлежащие условия для охраны и укрепления здоровья учащихся.

2. Обязательное медицинское обслуживание учащихся в общеобразовательных учреждениях обеспечивается государственными организациями здравоохранения.

3. Медицинское обслуживание учащихся общеобразовательных учреждений включает в себя проведение медицинских осмотров учащихся и мероприятий по профилактике заболеваний, оказание им необходимой медицинской помощи, мониторинг состояния здоровья учащихся, контроль за организацией питания учащихся, соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов, режима занятий в общеобразовательном учреждении, объема учебной нагрузки.

Статья 46. Педагогические работники общеобразовательных учреждений, их права, обязанности и ответственность

1. К педагогическим работникам общеобразовательных учреждений относятся руководители общеобразовательных учреждений, их заместители по основной деятельности, специалисты, осуществляющие в этих учреждениях обучение и воспитание учащихся. Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются квалификационными характеристиками, утвержденными в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

2. Педагогические работники общеобразовательных учреждений имеют право на:

2.1. обеспечение условий для осуществления своей профессиональной деятельности;

2.2. защиту своих прав, чести и достоинства при выполнении должностных обязанностей;

2.3. творческую инициативу, выбор методов и форм обучения и воспитания, учебников и учебных пособий, средств обучения, обеспечивающих необходимое качество образовательного процесса;

2.4. участие в конкурсах профессионального мастерства;

2.5. участие в управлении общеобразовательным учреждением через педагогический совет, органы самоуправления общеобразовательного учреждения;

2.6. ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь.

3. Педагогические работники общеобразовательных учреждений обязаны:

3.1. осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивающем получение учащимися образования в соответствии с образовательными стандартами общего среднего образования;

3.2. содействовать выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся;

3.3. вести профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди учащихся общеобразовательных учреждений;

3.4. своевременно информировать законных представителей учащегося о нарушении им устава и правил внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения;

3.5. вести здоровый образ жизни и пропагандировать его среди учащихся;

3.6. уважать честь и достоинство учащихся и их законных представителей.

4. Иные права и обязанности, а также ответственность педагогических работников общеобразовательных учреждений определяются актами законодательства Республики Беларусь, уставами соответствующих общеобразовательных учреждений и должностными инструкциями.

Статья 47. Права, обязанности и ответственность законных представителей учащихся общеобразовательных учреждений

1. Законные представители учащихся общеобразовательных учреждений имеют право:

1.1. выбирать для обучения ребенка общеобразовательное учреждение;

1.2. участвовать в управлении общеобразовательным учреждением через органы самоуправления;

1.3. получать информацию обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических и др.) ребенка, проводимых в учреждении образования;

1.4. защищать законные права и интересы детей.

2. Законные представители учащихся общеобразовательных учреждений обязаны:

2.1. создавать условия, необходимые для полноценного развития ребенка;

2.2. принимать необходимые меры для получения ребенком общего базового образования;

2.3. уважать достоинство ребенка и достоинство других участников образовательного процесса.

3. Не допускается вмешательство законных представителей учащихся общеобразовательных учреждений в выбор педагогическим работником методов обучения, соответствующих законодательству Республики Беларусь.

Воспитание учащихся общеобразовательных учреждений обеспечивается во взаимодействии их законных представителей с педагогическими работниками.

4. Иные права и обязанности законных представителей учащихся общеобразовательных учреждений определяются законодательством Республики Беларусь.

5. Законные представители учащихся общеобразовательных учреждений в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание ребенка.

ГЛАВА 7. ФИНАНСИРОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Статья 48. Финансирование общеобразовательных учреждений

1. Финансирование государственных общеобразовательных учреждений осуществляется за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, частных общеобразовательных учреждений – за счет средств учредителя.

2. Дополнительными источниками финансирования общеобразовательных учреждений являются полученные в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

2.1. доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг;

2.2. безвозмездная (спонсорская) помощь юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2.3. иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

3. Государственные общеобразовательные учреждения могут осуществлять образовательную деятельность по оказанию платных дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из республиканского и (или) местных бюджетов.

4. Оказание платных дополнительных образовательных услуг не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, наносить ущерб или ухудшать качество предоставления основных образовательных услуг, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов.

5. Оказание государственным общеобразовательным учреждением платных дополнительных образовательных услуг учащимся осуществляется добровольно и с согласия законных представителей учащихся на основании договора.

6. Стоимость платных дополнительных образовательных услуг определяется государственным общеобразовательным учреждением в соответствии с законодательством Республики Беларусь с учетом экономически обоснованных затрат, необходимых для их оказания, и утверждается руководителем данного государственного общеобразовательного учреждения.

7. Запрещается устанавливать для государственных общеобразовательных учреждений нормативы осуществления деятельности, приносящей доходы, а также нормативы получения доходов из дополнительных источников финансирования.

8. Стоимость образовательных услуг в частных общеобразовательных учреждениях определяется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

9. Общеобразовательные учреждения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для реализации уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету их деятельности.

Статья 49. Материально-техническая база общеобразовательных учреждений

1. Материально-техническая база общеобразовательного учреждения формируется учредителем в соответствии с установленными законодательством Республики Беларусь нормативами с учетом типа общеобразовательного учреждения, включая здания, сооружения и иное имущество, необходимое для организации обучения и воспитания, другой деятельности, предусмотренной уставом общеобразовательного учреждения.

2. Общеобразовательные учреждения несут перед учредителем ответственность за сохранность и эффективное использование закрепленного за ними имущества.

3. В общеобразовательном учреждении должны быть оборудованы:

3.1. помещения, кабинеты, лаборатории, площадки, снабженные учебным оборудованием, инвентарем, иными учебными средствами, необходимыми для организации образовательного процесса по учебным предметам, а также помещения для занятия физкультурой и спортом;

3.2. помещения для педагогических работников;

3.3. помещения, необходимые для обеспечения деятельности участников образовательного процесса, в том числе библиотеки, помещения для приготовления и приема пищи, медицинские кабинеты, бытовые помещения.

4. Общеобразовательные учреждения могут иметь учебно-опытные участки (хозяйства), производственные (учебно-производственные) мастерские и комбинаты, другие учебно-производственные объекты, обеспечивающие реализацию задач общеобразовательного учреждения, положения о которых утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

5. Для обеспечения трудовой и допризывной подготовки могут создаваться межшкольные учебно-производственные комбинаты трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, межшкольные учебно-производственные мастерские, центры допризывной подготовки юношей, осуществляющие деятельность в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

6. Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы общеобразовательных учреждений осуществляются за счет средств учредителя и средств, полученных из дополнительных источников финансирования.

ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 50. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, за исключением настоящей статьи и статьи 51 настоящего Закона, которые вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Закона.

Статья 51. Приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Законом

Совету Министров Республики Беларусь в течение шести месяцев со дня официального опубликования настоящего Закона:

подготовить и внести в установленном порядке предложения по приведению законодательных актов Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

привести решения Правительства Республики Беларусь в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену республиканскими органами государственного управления, подчиненными Правительству Республики Беларусь, их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Закону;

принять иные меры, обеспечивающие реализацию положений настоящего Закона.

Президент Республики Беларусь А.Лукашенко





© 2006 Школа №BY
окно сообщений
карта сайта