о сайте
Конечная цель всякого воспитания - воспитание самостоятельности посредством самодеятельности. - А. Дистервег

Главное меню

О чём говорит детская ложь?

Отправить на e-mail
раздел: Главная страница | категория: Статьи
Раньше или позже каждый взрослый сталкивается с тем, что ребёнок пытается его обмануть. Естественно, этот факт тревожит и огорчает. Но на сей раз, я предлагаю читателям не отдаваться переживаниям, а задуматься над интересными вопросами, которые перед нами ставит детская ложь.

Итак, какие особенности интеллектуального и личностного развития побуждают ребёнка врать? Что открывает ложь в наших отношениях с детьми? Что она говорит о нас самих? А главное, как относиться к происходящему и что делать?
 
Быть может, ответив на эти вопросы, кто-то из наших читателей лучше поймёт себя и своего ребёнка. А кто-то даже справится с такой сложной проблемой, как детская ложь!
Ваш ребёнок умнеет!

- Мама сказала, мне на прогулку нельзя! У меня насморк! - сообщила трёхлетняя девочка воспитательнице.

Уже с 2,5-3х лет дети пробуют обманывать и получать от этого выгоду. Такие попытки перехитрить старших свидетельствуют об огромном скачке в интеллектуальном развитии ребёнка.

Если малыш вас обманул, значит, у него уже накопился большой опыт. Он знает, что и в какой ситуации будет ему полезно. Ему известно, что уместно и нет говорить. Он понимает иерархию отношений и то, чьё мнение станет решающим. В своих хитростях малыш меняет то, что он видел и слышал раньше так, чтобы оно соответствовало его случаю и интересам.
 
Но главное, появление лжи показывает, что мышление ребёнка перестаёт быть эгоцентричным и становится децентрированным. Теперь он понимает, что в голове у разных людей не одно и то же. Малыш догадывается, что взрослые не могут заглянуть в его голову и узнать, что в ней было придумано, а что нет.
 
Эгоцентризм и децентрация мышления – это те его характеристики, которые сильно обусловливают свойства личности человека и особенности его взаимодействия с другими людьми. Без децентрации мышления человек не способен к настоящему пониманию других людей, их особенностей и точки зрения.

Ложь в этом возрасте показывает, что интеллект ребёнка развивается нормально. Родителей должно сильнее встревожить не появление хитрости в поведении ребёнка, а её полное отсутствие.

Но, замечая ложь малыша, мы не должны её поощрять. Ни для интеллектуального, ни для личностного формирования не будет ничего хорошего, когда мы примемся подыгрывать малышу в его лукавстве. Взрослым следует указывать ребёнку, что его обман раскрыт. Мы должны стараться, чтобы свои интеллектуальные способности дети использовали для полноценного общения с людьми, а не для обмана.

Почему дети отрицают свою вину и перекладывают её на других?


Прежде всего, это случается из-за страха наказания. Малыши тяжело переносят крики, побои, эмоциональное подавление и отвержение. Ребёнок, когда-либо столкнувшийся с таким обращением, до последнего будет скрывать содеянное. Вероятно, он не признает вину, даже когда она очевидна и его уже наказали.
 
Если среди детей есть конкуренция за внимание взрослых, они всеми силами стараются казаться лучше в глазах старших. Такое порой происходит в садах, школах или в семьях с несколькими детьми. В условиях конкуренции за любовь малышам сложно осознать и признаться, что они сделали что-то дурное и «потерять баллы» в соревновании за внимание значимых взрослых. В подобной обстановке, дети стараются не только скрыть свои промахи и ошибки, но и очернить «соперников», свалив на них вину.
 
И наконец, не дают себе права на ошибку не принимающие и не любящие себя дети. Часто это связано с очень высокими требованиями родителей. Такие взрослые мечтают быть идеальными мамами и папами самых красивых, умных и одарённых мальчиков и девочек. Конечно, они не озвучивают своё желание открыто, но подсознательно противопоставляют себя и своего малыша окружающим. В их лексиконе часто встречаются слова: всегда, никогда, самый, мы не такие, как все. Малыши, от которых требуют быть лучшими, не выдерживают одной мысли о том, что они в чём-то ошиблись. В итоге, они вытесняют из памяти собственные поступки, проецируя свои отрицательные качества на других.
 
Если для 3х-4х лет такая личностная слабость является нормой, то у детей старше или даже у взрослых, она должна насторожить. И проблема здесь гораздо серьёзнее, чем просто лживость. У ребёнка формируется личность с очень низким уровнем самосознания. Он не может отдавать отчёт в своих поступках и прислушиваться к мнению окружающих. Таким образом, у него будут «заблокированы» пути личностного развития и роста.
Поэтому, вновь и вновь сталкиваясь с тем, что ребёнок отрицает свои промахи и сваливает их на других, обратите внимание, не слишком ли строги наказания, достаточно ли он получает внимания старших и не мечтают ли его родители о том, чтобы быть мамой и папой «лучшего» мальчика или девочки.

Потребность в личностном пространстве

- Он начал врать,- жаловался папа на 14-ти летнего сына. – Открываю дверь, а он сидит у себя в комнате, и в потолок смотрит. Я его спрашиваю: «Что делаешь?», а он мне: «Учу химию!»
Мы говорили о детях. Теперь пришло время обратиться к тому, почему чаще всего врут подростки.

У подростка есть потребность не только в своей собственной комнате, кровати и письменном столе. Для нормального развития ему необходимо, чтобы окружающие соблюдали границы его внутреннего мира. Он имеет право не отчитываться в деталях о том, что делает в своей комнате, как проводит каждую минуту своего времени и о чём думает.

Многие контролирующие родители стремятся организовывать каждую секунду жизни своих детей, их мысли и чувства. Но когда мы имеем дело с подростками, важно соблюсти тонкую грань между вниманием и невмешательством в чужое личностное пространство. Иначе мы научим ребят сохранять неприкосновенность своего внутреннего мира с помощью лжи и хитрости.
 
Если власть родителя слишком велика

Подростку необходимо чувствовать авторитет старших. Но если взрослые слишком сильны и лучше всех «знают, как нужно», подросток или сломается, или начнёт обманывать.

Неумение слышать правду

Многие люди готовы слышать только то, что им нравится. Всё другое они довольно жёстко не приемлют и отвергают.

В результате, окружающие их взрослые и дети поступают так, как им нужно, а рассказывают то, что от них хотят услышать.

Противоречивые требования

Нередко подростки обманывают, когда им предъявляют противоречивые требования.

Однажды ко мне на приём пришла мама с 16-ти летним сыном. Проблема заключалась в следующем: Каждое утро мальчик говорил, что идёт в школу. А сам отправлялся подрабатывать, моя автомобили.
Какие же действия взрослых побуждали его так поступать? Его мама говорила, что образование – это самое главное и что он должен учиться. Вместе с тем, когда она была не в духе, то попрекала сына несамостоятельностью и тем, что она устала его обеспечивать. То есть, она давала ему два противоречащих задания – ходи в школу и сам зарабатывай себе на жизнь.

Хотя, мы часто убеждены в обратном, но дети очень чувствительны к требованиям родителей. Они переживают, когда не могут им соответствовать. Если требования взрослых противоречат друг другу, подросток выполняет одно из них и обманывает про другое.
 
Патологические ложь и правда

Как уже говорилось, ложь свидетельствует о многих психологических проблемах: непринятие себя, некритичность, трудности в отстаивании личностных границ и т.д.
 
В то же время, не бывает людей, которые всегда говорят правду. Во многих психологических тестах существует вопрос: «Приходилось ли вам когда-нибудь лгать? Так вот, если человек отвечает «нет», его искренность ставится под сомнение, а результаты теста не засчитываются.
 
Постоянная честность может свидетельствовать об интеллектуальных и личностных нарушениях так же, как и непрекращающаяся ложь. Примером тому является личностный инфантилизм. Человек, страдающий им, уверен, что абсолютно все окружающие ему симпатизируют, разделяют его точку зрения и будут блюсти его интересы. Он неадекватно доверчив, отчего нередко оказывается в затруднительных и даже опасных ситуациях.
 
Заключение

Чтобы решить проблему лжи, нужно помнить, что в ней всегда участвуют двое: тот, кто обманывает и тот, кого обманывают. Дети ищут способы решения своих проблем и взаимодействия с миром. Если раз за разом ребёнок обманывает, подумайте, почему для него ложь стала самым удобным способом общения с людьми.

Мелешкова Н.О.
http://www.portal-slovo.ru

27-09-2011 12:37





© 2006 Школа №BY
окно сообщений
карта сайта