о сайте
На стене висел разрывной календарь. (из сочинения)

Главное меню

Проблемы немецкого высшего образования

Отправить на e-mail
раздел: Главная страница | категория: Статьи
Немцев беспокоит, что в эпоху глобализации, которая охватывает и высшее образование, германские вузы котируются в мире не очень высоко. Так, в международном ежегодном рейтинге вузов THES элитные вузы ФРГ находятся в середине списка. 60-е место занимает университет Гейдельберга, остальные ещё ниже. Передовики - учебные заведения США и Великобритании.

Высшее образование и наука традиционно считались в Германии особенно ценным достоянием нации. Быть учёным в этой стране и сейчас престижно. Звание "доктор наук" становится частью имени, и это надо учитывать при общении. В этом случае принято обращаться не просто "господин Дункель", а "господин доктор Дункель". То же относится и к его супруге, даже если она с трудом осилила начальную школу и изъясняется на языке Эллочки-людоедки. Тем не менее она может потребовать, чтобы и её называли не иначе как "госпожа доктор Дункель", дабы все вокруг знали, кто есть кто.

Тот факт, что немецкие вузы не могут составить конкуренцию университетам США и Великобритании, едва ли можно считать приемлемым.

Последние годы ФРГ последовательно и неустанно стремится выправить положение. Работа идёт по многим направлениям. Недавно проведён новый общенациональный конкурс на звание элитного университета. Согласно решению жюри, почётного статуса удостоились Гейдельбергский, Гёттингенский, Фрайбургский и Констанцский университеты, а также Технический институт Аахена и Свободный университет Берлина. Идея периодически проводить такие конкурсы принадлежит Эдельгард Бульман - бывшему министру образования и научных исследований в правительстве Герхарда Шрёдера. Примером при выработке критериев для организаторов конкурса послужили престижные университеты Великобритании и США - Оксфордский, Стэнфордский, Гарвардский.

В общегерманском конкурсе приняли участие более 300 вузов страны. Критерии оценки - качество преподавания и возможности для ведения научной работы. Определение лауреатов конкурса на лучший вуз страны стало частью государственной программы. Её цель состоит в том, чтобы повысить авторитет немецкого высшего образования. На финансирование программы до 2012 года предполагается направить 1,9 миллиарда евро. Причём 75 процентов этой суммы поступают из федерального бюджета, остальные средства - из бюджетов федеральных земель. На научно-исследовательские проекты элитным вузам предоставлено дополнительное финансирование. Ожидается, что в результате этих финансовых вливаний высшие учебные заведения ФРГ к 2012 году смогут занять ведущие позиции в научном мире и начнут конкурировать со всемирно известными учебными центрами.

Параллельно с состязанием элитных вузов в Германии прошёл конкурс "Центры гостеприимства", популяризирующий немецкие вузы среди иностранных учёных. По мнению жюри, университеты Бонна, Бохума и Марбурга гарантируют самые лучшие условия для работы учёных из других государств. Победители получают по 125 тысяч евро в виде субсидий из госбюджета на открытие центров для зарубежных исследователей, которые приезжают в ФРГ и пишут здесь свои научные труды. Ежегодно в Германию приезжают 20 тысяч иностранцев, которые проходят в вузах научную стажировку.

После США и Великобритании Германия является наиболее популярной страной для иностранных студентов. Их ежегодно прибывает около 60 тысяч. Каждый восьмой из обучающихся в немецких вузах прибыл из-за рубежа. По данным DAAD - Германской службы академических обменов, в ФРГ учатся 240 тысяч студентов из других государств, прежде всего из стран Восточной Европы и Азии. Более 10 процентов иностранных студентов - китайцы. Второе место занимают студенты из Польши, на третьем - из Болгарии. Россияне удерживают четвёртое место. Для нашей молодёжи получение высшего образования в Германии имеет как минимум два преимущества: в немецких высших учебных заведениях нет вступительных экзаменов, а обучаться можно не только на немецком, но и на английском, попутно овладевая немецким. К тому же в Германии почти повсеместно существуют различные льготы для студентов: на еду, транспорт, проживание, медицинское обслуживание, посещение музеев и прочее. По оценке DAAD, студенту для оплаты расходов, связанных с проживанием и обучением, достаточно 600 евро в месяц, и это при легальной возможности подрабатывать.

Однако немецкая система образования довольно своеобразна и имеет ряд существенных недостатков, во всяком случае, с точки зрения россиян. Во-первых, принцип обучения, заложенный отцамиоснователями германского высшего образования, подразумевает практически полную самостоятельность студентов - нет кураторов, нет жёсткого расписания, и только сам студент определяет, когда и что ему сдавать. Во-вторых, обучение длится до семи лет. Также некоторым препятствием для россиян является несовпадение образовательных уровней наших стран. Для поступления в германский вуз российскому абитуриенту необходимо уже иметь за плечами один-два курса отечественного очного вуза либо три-четыре курса вуза заочного - это зависит от учебного заведения. Необходим и официальный сертификат владения немецким языком.

Как свидетельствует практика, многие студенты, в основном выходцы из Азии и Африки, из-за культурных различий и недостатка внимания к ним со стороны руководства вузов бросают учёбу в немецких университетах и других высших учебных заведениях, так и не получив диплом. Некоторые студенты-иностранцы уезжают из Германии, забывая немецкий язык, поскольку у них не сложились отношения с немецкими студентами - заносчивыми и необщительными, как считают многие иностранцы. Сама процедура поступления в немецкий вуз довольно сложна и многоступенчата, требует большого числа документов и чёткого соблюдения сроков и последовательности их подачи. Помощью в подготовке документов и консультированием, как правило, занимаются агентства, специализирующиеся на эмиграции. Средняя цена на такие услуги составляет около одной тысячи евро. За эти деньги специалисты соберут и переведут на немецкий и определённым образом заверят необходимые для поступления документы, окажут помощь в получении визы и выдадут подробные инструкции на первые две-три недели жизни в Германии. Кроме того, агентства помогают выяснить, есть ли в нужном вузе свободные места по выбранной специальности - некоторые учебные программы настолько популярны, что мест не хватает, и для иностранцев резервируется лишь определённое число.

Для получения немецкого диплома по некоторым специальностям нет необходимости ехать в ФРГ. Обучение по немецкому образцу ведётся в 19 странах, в том числе и в России. 25 университетов и технических вузов ФРГ открыли за пределами страны свои филиалы, в которых обучаются 4200 студентов. На реализацию этого проекта правительство ФРГ ежегодно выделяет 4 миллиона евро. Например, в Санкт-Петербурге студенты имеют возможность пройти подготовку по специальности "Прикладные полярные исследования и океанология". В Москве работает Немецкий исторический институт, который занимается вопросами истории германо-российских отношений.

Перемены в высшем образовании, которые инициируют власти, преследуют, конечно, не только одну цель - привлечь иностранцев и тем самым усилить вообще влияние ФРГ в мире. Ещё одна, более существенная задача - учесть меняющиеся потребности самого немецкого общества и национальной экономики.

До недавнего времени Германия гордилась тем, что бесплатно и на принципах равного доступа давала своим гражданам и иностранцам высокий уровень образования. Отсутствие платы за обучение в вузах привлекало на учёбу в ФРГ сотни тысяч иностранцев. Но с 2006 года Германия перестаёт быть оазисом с бесплатным высшим образованием. Плата за обучение в вузах введена в ряде федеральных земель - Баден-Вюртемберге, Баварии, Гамбурге, Нижней Саксонии, Северном Рейне-Вестфалии, Сааре. Стоимость обучения составляет от 500 евро за семестр. Окончательную сумму студенческого взноса каждый вуз определяет для себя сам. Например, престижный университет, выпускники которого имеют лучшие шансы трудоустройства, может установить более высокую плату. Так, некоторые баварские вузы вообще требуют от студентов 2500 евро за семестр.

Сторонники платного образования полагают, что человеку, который умело применяет на практике полученные знания, не составит труда возместить расходы, затраченные на обучение. К тому же эта мера позволит разгрузить федеральный бюджет. Противники введения платы за обучение выражают обеспокоенность тем, что власти таким образом ставят заслон на пути к знаниям и карьере перед выходцами из малообеспеченных семей.

Социального расслоения в Германии надеются избежать за счёт кредитов и стипендий для наиболее одарённых. До 25 процентов студенческих взносов за учёбу через специальные фонды уходят в земельные бюджеты. Они будут использоваться для погашения потенциальной задолженности студента, который по окончании вуза не сможет выплатить заёмную сумму для финансирования своей учёбы. Подобные займы предоставляются земельными банками под шесть процентов годовых. Они введены для того, чтобы платное обучение не стало препятствием для способных, но несостоятельных молодых людей.

После того как высшее образование в ФРГ стало платным, число студентов постоянно сокращается. Всё больше немцев выбирают заочную форму обучения. Сегодня по этой системе обучаются 250 тысяч молодых граждан Германии. А вот в вузах, где введена плата за обучение, идёт отток студентов. Большинство из них устремляются в те регионы, где обучение пока бесплатное. В 2006 году в Германии отмечено снижение числа студентов университетов на 3,5 процента. В этой связи президент федеральной ассоциации объединений работодателей Германии Дитер Хундт предлагает: "Нам следует больше внимания уделять формированию профессиональной элиты в ФРГ. Необходимо создать наш собственный немецкий Беркли - старейший из десяти кампусов Калифорнийского университета. Нашей стране нужны люди, которые в состоянии брать на себя больше ответственности, чем обычный человек, и показывать результаты значительно выше среднего".

В ФРГ главное место традиционно отводится инженерному образованию. Это сегодня фактически конёк образования Германии, его визитная карточка. Отношение к техническому образованию в Германии не такое, как в России к техникуму или техническому бакалавриату. Профессионал в тамошнем обществе - уважаемый человек. И в финансовом плане - вполне обеспеченный. Конечно, человек, окончивший магистратуру или аспирантуру, быстрее сделает карьерные шаги. Но отношение в немецком обществе к архитектору гаражей, окончившему высшую техническую школу, нисколько не хуже, чем к архитектору небоскрёбов, окончившему университет.

Визитная карточка, в которой значится, что её предъявитель является доктором каких-либо наук, у немцев не только дань честолюбию, но и заявка на общественное уважение. И, что не менее важно, учёное звание содействует карьерному росту, гарантирует во многих профессиях высокую зарплату. Это в первую очередь, относится к юристам и врачам. Прибавка доктора наук-юриста составляет около 10 тысяч евро в год. А химикам и физикам в престижную фирму без учёного звания лучше и вовсе не соваться: всё равно не возьмут.

Одна из серьёзных проблем, с которыми сталкивается сейчас немецкое высшее образование, - коррупция, хорошо нам знакомое зло. По сведениям Немецкого объединения высшей школы, в ФРГ ежегодно присуждается около 26 тысяч степеней доктора наук. По некоторым подсчётам, два-три процента таких дипломов получают нечестным путём. В прошлом году в университетских кругах Германии разгорелся громкий скандал: был раскрыт подпольный рынок торговли научными званиями. В центре скандала стоит Институт научного консультирования в городе Бергиш-Гладбах. В объявлениях, публиковавшихся в газетах и профильных журналах, он предлагал желающим обеспечить получение научной степени. Институт гарантировал помощь в подборе темы диссертации и соответствующего научного руководителя. Такая услуга оценивалась в Бергиш-Гладбахе от 20 до 100 тысяч евро, если защита состоится. За "помощь" в написании научной работы профессора требуют от четырёх тысяч евро.

На защиту диссертации обычно уходит три-четыре года в зависимости от способностей. Если же способностей нет, то диссертацию, как выясняется, можно купить. За деньги к опеке липовых докторантов институт привлекал научных специалистов в области медицины, юриспруденции, экономики, механики и т.д. В списке приводимых журналом Focus вузов, заинтересовавших в этой связи прокуратуру, значились именитые вузы Гамбурга, Франкфурта-на-Майне, Тюбингена, Кёльна, Свободный университет Берлина, а также высшие учебные заведения Лейпцига, Ростока, Байройта, Ганновера, Билефельда, Хагена.

Коррупционный характер таких услуг очевиден: по немецким законам научное руководство докторантами должно быть бесплатным. Прокуратура Кёльна возбудила уголовные дела против 100 коррумпированных профессоров, уличённых в продаже готовых диссертаций и вымогательстве наличных у соискателей учёных степеней. Как это нередко бывает, раскрытию масштабов подпольной торговли научными званиями помог случай. Скандал начал разматываться после ареста руководителя Института научного консультирования в Бергиш-Гладбахе. Он был приговорён к трём с половиной годам тюрьмы и 75-тысячному штрафу за то, что направил одному профессору права Ганноверского университета более 60 "докторантов". Гонорар последнего в сумме превысил 150 тысяч евро. Профессор во всём сознался и заслуженно тоже получил три года. А лишены ли дипломов 60 выпестованных им псевдодокторов в области юридических наук, неизвестно. Может, они и далее функционируют в этом качестве.

«ЭХО ПЛАНЕТЫ»

22-10-2010 15:58





© 2006 Школа №BY
окно сообщений
карта сайта