о сайте
Репин шёл по берегу Невы и увидел бурлаков на Волге. (из сочинения)

Главное меню

Терминологический словарь по формированию нравственных и гражданских качеств личности школьника

Отправить на e-mail
раздел: Учитель | категория: Методические рекомендации

ВОСПИТАНИЕ – это создание пространства гармонического развития личности, система организации духовной и материальной жизни человека на различных этапах его развития. Воспитание содействует формированию ценностных отношений индивида на уровне современной культуры.

ВОСПИТАННОСТЬ –  интегративная особенность личности, характеризующаяся объемом и характером усвоенных знаний, умений и навыков, привычек, качеств и свойств, реализуемых в действительности.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – комплекс воспитательных целей, общность людей их реализующих, их деятельность, направленная на реализацию целей, сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятельности, а также часть окружающей среды, которая освоена для реализации принятых целей.

Воспитание рассматривается с позиций воспитанника и воспитателя. Воспитание с позиции воспитанника трактуется как единство двух взаимосвязанных процессов: социализация и индивидуализация. При  этом, идя  «от ребенка к миру и от мира к ребенку», содержание воспитания выстраивается по принципу постепенно и последовательно расширяющихся концентрических кругов, в качестве которых выступают: семь - детский сад – школа – микросреда – национально-региональный социум (нация) – Отечество – человечество – Вселенная.

Результатом воспитания выступает личность, гармонически развитая в индивидуальном соотношении духовного, интеллектуального и физического, способного к творческому проявлению во всех сферах жизнедеятельности. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение человека в период его становления.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ - становления самостоятельной, свободной, творческой личности на основе овладения его общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитие склонностей и способнностей  путем реализации своих гражданских прав и обязанностей.

 
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ВОСПИТАНИЯ:
 
ЧЕЛОВЕК

               +

ЛИЧНОСТЬ
                +
ГРАЖДАНИН
 

ЛИЧНОСТЬ – социально и духовно развитый человек, индивид, наделенный множеством социальных свойств.

РОДИНА – это место, где человек родился и узнал счастье жить. 

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ – это осознание и реализация личностью своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, окружающим людям, Отечеству и планете Земля.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ – это развитие таких качеств личности, которые определяют ее способность и готовность отражать в своем сознании нравственные и правовые требования общества к ней, понимать и усваивать их, безусловно, если они не подавляют личное достоинство человека. Акцент в формировании гражданственности в современных условиях перемещается на внимание к самой личности, ее развитию, самовыражению. 

ИДЕАЛЫ – этовысшие гуманистические цели, рассчитанные на долгосрочное достижение, но совмещающиеся с реальностью. Такими идеалами по праву считаются общечеловеческие ценности.

ПАТРИОТИЗМ – отношение к Отечеству. 

ДУХОВНОСТЬ – нравственное начало человека, являющееся воплощением всей совокупности ценностей личности для общества, для людей, для самого себя. С религиозной точки зрения, духовность – отражение божественной воли в сущности человека. С научных позиций, духовность – это отражение в психике человека его бытия, отражение его в сознании, высокая мера приобщения к культуре общества.

Основные понятия духовности: глубина и гибкость ума (человек разумный), возвышенность чувств, благородство души, деликатность в отношении к людям (человек моральный), стремление улучшить и облагородить свой внутренний мир и окружающую среду (человек творческий).

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – это интериоризация воспитанником ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе и реализация приобретенных им социальных связей и социального опыта в повседневной жизни. 

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ - это процесс осознания своего отличия от других, обеспечивающий формирование у него субъективности своей жизнедеятельности. Под субъективностью понимается активное начало в воспитаннике, позволяющее ему строить и удерживать свой внутренний мир, неповторимый индивидуальный опыт познания, переживаний, отношений, действий и, в то же время, быть открытым опыту других.

С позиции воспитателя воспитание включает две основные стратегии поведения и одновременно два направления воспитательного взаимодействия с воспитанником: формирование и педагогическую поддержку.

ФОРМИРОВАНИЕ – специально организованный процесс предъявления педагогом общечеловеческих ценностей, социально одобряемых качеств личности и образцов поведения.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА – система средств и деятельность педагога, обеспечивающие оказание обязательной профессиональной помощи в индивидуальном развитии и саморазвитии личности, в самоактуализации и самореализации ребенка.

ИДЕОЛОГИЯ – это система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития человека и общества, а также средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых актах, побуждающих людей в своих действиях стремиться к целям, которые они перед собой ставят.

ИДЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – система фундаментальных идей и взглядов на роль образования в жизни общества, его цели и пути их достижения. В своем содержании зависит от общей идеологической ориентации, характера философских и социально-политических воззрений, исповедуемых теми или иными лицами, социальными группами, организациями, общественными движениями или партиями.

ЦЕННОСТЬ -  то, что значимо для человеческой жизни на земле, что обеспечивает счастье жизни как условие жизни; абстрагированное обобщенное явление жизни, содействующее развитию и процветанию общественной жизни; в индивидуальном проявлении то, что человек считает лично для себя значимым настолько, что без этого он не мыслит себе собственной жизни.

МИЛОСЕРДИЕ – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющаяся на всех людей, а в пределе – на все живое. В понятии милосердие соединяются два аспекта – духовно-эмоциональный и конкретно-практический порыв. Без первого милосердие вырождается в холодную филантропию, без второго- в пустую сентиментальность. Милосердие способно ликвидировать все барьеры между своими и чужими, навести мосты, сблизить людей, показывая, что все люди смертны, а жизнь у всех одна и надо ее всемерно беречь.

Основные качества милосердной личности:

·        Положительные – сопереживание, сострадание, сопричастность, забота о других, практическая помощь другим;

·        Ситуативные – равнодушие, показное сострадание, несопричастность, холодная филантропия;

·        Отрицательные – замкнутость, безразличие, нелюдимость, отсутствие заботы о других, отсутствие помощи другим.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ – душевное состояние, представляющее собой способность личности к сопереживанию за других людей. Родственный термин «эмпатия» означает постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживание другого человека.

Основные свойства сопереживающей личности:

·        Положительные – общительность, согласованность, сопричастность.

·        Ситуативные – покладистость, своевольность, навязчивость.

·        Отрицательные – отчужденность, враждебность, нелюдимость.

СОСТРАДАНИЕ – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем, бедой другого человека.

Основные свойства сострадательной личности:

·        Положительные – общительность, обходительность, деятельное участие.

·        Ситуативные – покладистость, своевольность, навязчивость.

·        Отрицательные – отчужденность, враждебность, нелюдимость.

 
АКТИВНОСТЬ -  способность личности производить общественно значимые преобразования на основе богатств материальной и духовной культуры, проявляющихся в волевых актах, деятельности, общении, творчестве; интегральная характеристика активности личности – активная жизненная позиция, выражающаяся в ее принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, в единстве слова и дела.
Основные интегративные качества:

·        Положительные – энергичность, настойчивость, смелость.

·        Ситуативные – экспансивность, слабохарактерность, бойкость.

·        Отрицательные – лихорадочность, слабоволие, трусость.





© 2006 Школа №BY
окно сообщений
карта сайта