о сайте
Небо Аустерлица переломило Болконского пополам. (из сочинения)

Главное меню

Учебный год 2011-2012: цифры и факты

Отправить на e-mail
раздел: Главная страница | категория: Статьи
В Беларуси 1 сентября к занятиям приступили более 2 млн. детей, подростков, молодежи.
Первые школьные звонки звучат сегодня для более чем 87 тыс. первоклассников. Традиционно каждый учебный год в школах страны начинается с особенного урока, посвященного родной стране. В этом году его тема - "Твая зямля, твая Радзіма названа светла - Бе-ла-русь!". Именно в этот день первоклассникам будет вручено и первое в их жизни учебное пособие - подарок от Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко "Беларусь - наша Радзіма". Издание ежегодно дополняется и корректируется с учетом времени. Эта книга, созданная в издательстве "Пачатковая школа" и богато иллюстрированная фотоматериалами Белорусского телеграфного агентства, поможет маленьким белорусам больше узнать о своей стране.
Кодекс Республики Беларусь об образовании
С 1 сентября вступает в силу Кодекс Республики Беларусь об образовании. В документе систематизированы и упорядочены действующие нормы права, разработаны новые нормы для регулирования отдельных уровней образования, сохранена преемственность в правовом регулировании образовательной деятельности, что дает возможность сократить количество действующих в этой сфере нормативных правовых актов.
Документ структурно состоит из Общей и Особенной частей и включает 17 разделов, 63 главы и 295 статей. В Общую частьвключены разделы и статьи, обеспечивающие правовое регулирование общих для всех уровней образования вопросов и закрепляющие основы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. Особенная часть охватывает все уровни образования и включает разделы, обеспечивающие правовое регулирование систем дошкольного образования, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского, дополнительного образования детей и молодежи, взрослых, специального образования, поддержки отдельных категорий детей. В проекте дополнен и уточнен понятийный аппарат системы образования.
В документе сохранены лучшие приобретения белорусского образования - национальные черты, государственная поддержка, доступность, бесплатность, справедливость при приеме, стабильность функционирования, учет социально-экономических условий. Вместе с тем, документ ориентирован на будущее. Его правовые нормы направлены на повышение качества образования, дальнейшее укрепление престижа белорусского образования на мировом уровне.
Дошкольное образование
Охват детей дошкольными учреждениями в Беларуси является одним из самых высоких среди стран СНГ: в возрасте до 3 лет – 28%, от 3 до 6 лет – 93,3%, в том числе в сельской местности – 68,7%. Обеспечен равный доступ мальчикам и девочкам к получению дошкольного образования, 100-процентный охват детей пятилетнего возраста подготовкой к школе. Выполнение норматива обеспеченности детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях в целом по республике превышает установленный (85%) на 21%. В настоящее время в нашей стране функционирует 4098 дошкольных учреждений, в которых воспитываются и обучаются 384,0 тыс. детей.
Развивается многофункциональная сеть дошкольных учреждений (санаторные, специальные, дошкольные центры развития ребенка), внедряются новые формы организации дошкольного образования (игровые и сезонные площадки, семейный детский сад, детский сад на дому, обучение на дому по программе дошкольного образования и др.) в соответствии с запросами родителей. В республике функционирует 87 санаторных дошкольных учреждений (в 2006 г. – 59), 981 учебно-педагогический комплекс "детский сад – школа" (в 2006 г. – 815), 2518 групп кратковременного пребывания (в 2006 г. – 111), 61 ребенок обучается на дому по программе дошкольного образования (в 2008 г. – 9 детей, в 2006 – 2007 гг. данная услуга не оказывалась). Созданы условия для получения образования детям с особенностями психофизического развития: 376 групп интегрированного обучения и воспитания (в 2006 г. – 173). Обеспечивается право детей на получение образования на родном языке: управления (отделы) образования формируют группы, в которых образовательный процесс организуется на русском, белорусском, литовском, польском языках с учетом пожеланий родителей. В 17 774 группах образовательный процесс осуществляется на русском языке, 3 368 группах – на белорусском, 3 группах – на польском (Брестская область, Гродненская область), 1 группе – на литовском (Гродненская область). Самое большое количество групп, в которых образовательный процесс осуществляется на белорусском языке, в Минской области – 941 группа (14 тыс. детей), что составляет 31% от их общего числа, наименьшее количество – 154 группы (около 3 тыс. детей) в г. Минске, т.е. 3,9% от их общего числа.
Предоставляются образовательные услуги по разным направлениям детской деятельности с учетом запросов семьи, в том числе на платной основе. Особое внимание уделяется развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. С этой целью развивается сеть дошкольных центров развития ребенка, кружков по разным направлениям детской деятельности (эстетическое, музыкальное, физкультурно-оздоровительное, экологическое, обучение иностранным языкам и пр.). Образовательный процесс с детьми дошкольного возраста осуществляется с учетом их склонностей, в том числе по индивидуальным программам развития. В республике функционирует 104 дошкольных центра развития ребенка (в 2006 г. – 70), более 15,0 тыс. кружков (230,6 тыс. детей), в том числе 12,9 тыс. на платной основе (204,1 тыс. детей).
Общее среднее образование
В 2011/2012 учебном году будут функционировать 3 тыс. 484 учреждения общего среднего образования, в том числе 215 гимназий, 29 лицеев, 44 вечерние школы. Контингент учащихся составит около 920 тыс. человек. К 1 сентября 2011 г. введено в строй 7 школ-новостроек, до конца 2011 года будет введена еще одна.
Оптимизация и рационализация сети учреждений общего среднего образования осуществляется в соответствии с демографической ситуацией и потребностями региона. Особое внимание уделяется оптимизации сети учреждений общего среднего образования, расположенных в сельских населенных пунктах, учитываются как социальные, так и экономические факторы. Проблему "неперспективных" сельских школ позволяют решать организация подвоза учащихся в более крупные общеобразовательные учреждения и расширение сети учебно-педагогических комплексов типа "детский сад-школа". В 2010/2011 учебном году функционировало 1001 учреждение общего среднего образования данного типа, из которых 967 (96,6%) расположены в сельских населенных пунктах.
Для обеспечения подвоза воспитанников и учащихся в рамках реализации мероприятий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы приобретено 723 автобуса, что составляет 165% плана. В 2010/2011 учебному году для обеспечения подвоза воспитанников и учащихся использовалось 1 тыс. 296 автобусов.
На протяжении трех лет проходил эксперимент по введению безотметочного обучения в III-IV классах по учебным предметам "Музыка", "Изобразительное искусство", "Трудовое обучение", "Физическая культура и здоровье". Эксперимент дал положительные результаты, что стало основанием для принятия решения с 2011/2012 учебного года ввести безотметочное обучение по указанным предметам в III классе, а в последующие годы - в IV классе.
С 1 сентября 2011 г. начинается эксперимент по использованию в образовательном процессе нетбуков и ноутбуков. В эксперименте примут участие около 160 учащихся 8 школ и гимназий.
В республике создана национальная система учебного книгоиздания. В соответствии с планом выпуска учебников и учебных пособий для учреждений общего среднего образования к 2011/2012 учебному году запланировано издание 162 наименований учебников и учебных пособий, для I-IV классов - 45 наименований, V-IX классов – 39 наименований, X-XI классов – 17 наименований, специальной школы – 61 наименование. В соответствии с планом выпуска к 1 сентября 2011 года будет издано 150 наименований учебников и учебных пособий. В сентябре-ноябре запланировано издание 12 наименований учебников (вторые части), которые используются во втором полугодии учебного года. Подготовлены диски с электронными версиями учебников и учебных пособий для I-XI классов (произведена запись 135 учебников и учебных пособий). Все учреждения будут обеспечены учебниками и учебными пособиями в полном объеме.
Сохранены сформированные за многие годы подходы к организации работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи. Ежегодно проводится республиканская олимпиада по 16 учебным предметам; республиканский конкурс юных физиков; республиканские конкурсы исследовательских работ учащихся по учебным предметам (математика, физика, астрономия, информатика, биология и химия, география, русский язык и литература, иностранные языки); республиканский турнир юных математиков. В 2011 г. белорусскими школьниками на международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике завоевано 2 золотые медали (физика, информатика), 9 серебряных (математика – 2, физика – 2, химия – 2, информатика – 3) и 9 бронзовых медалей (математика – 3, физика – 2, химия – 2, биология –2).
Для качественной подготовки сборных команд школьников к международным олимпиадам назрела необходимость создания центра, оснащенного современным оборудованием, на базе которого будут проводиться учебные занятия и учебно-тренировочные сборы. Создание такого центра позволит достичь более высоких результатов на международных олимпиадах.
В настоящее время увеличено количество часов на изучение иностранного языка во всех видах учреждений общего среднего образования с I по XI классы; предусмотрено деление классов на три группы при изучении иностранного языка (наполняемость группы не менее 6 и не более 10 учащихся); разработано и внедрено в практику работы необходимое нормативное правовое обеспечение организации образовательного процесса по учебному предмету "Иностранный язык"; утверждены концепции, стандарты, учебные программы по английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому языкам. Национальные учебные программы позволяют учащимся к завершению периода обучения владеть иностранным языком на уровне, необходимом для свободного общения.
Планируется введение с 2012/2013 учебного года обязательного выпускного экзамена по иностранному языку за период обучения на уровне общего среднего образования.
В учреждениях общего среднего образования работают 108 тыс. учителей. Высшее образование имеют 91,2%, высшую и первую квалификационные категории - 74,6% учителей. В учреждения образования были направлены 6 тыс.200 молодых специалистов.
Продолжается работа по повышению престижа учительского труда, пропаганде передового педагогического опыта. В сентябре 2011 года пройдет заключительный этап IX республиканского конкурса "Учитель года Республики Беларусь – 2011".
Учреждения профессионально-технического образования
В республике функционирует 217 учреждений профессионально-технического образования. Из общего количества учебных заведений профтехобразования: профессионально-технических колледжей - 69, профессиональных лицеев - 111, профессионально-технических училищ - 37, из них 14 профессионально-технических училищ при исправительных учреждениях Министерства внутренних дел и 3 специальных профессионально-технических училища закрытого типа. Кроме того, подготовка на уровне профессионально-технического образования осуществляется в 12 учреждениях образования других уровней. В Могилевской области для обеспечения кадрами рабочих строящейся новой очереди цементного завода создано государственное учреждение образования "Костюковичский профессиональный лицей № 8", которое начнет функционировать с 1 сентября 2011 года.
Количество учащихся на уровне профессионально-технического образования составляет 106 тыс. чел. В учебных заведениях профтехобразования обучается 2 тыс. 328 лиц с особенностями психофизического развития, из них 466 инвалидов, 5 тыс. 699 сирот и учащихся, оставшихся без опеки родителей. Образовательный процесс в учебных заведениях профтехобразования обеспечивают 12,8 тыс. руководящих и педагогических работников, из них 4,2 тыс. преподавателей и 5,4 тыс. мастеров производственного обучения. В 2011 году издано 20 наименований учебных изданий по учебным предметам профессионального компонента для учащихся учебных заведений профтехобразования.
Среднее специальное образование
Среднее специальное образование (ССО) обеспечивают 214 учреждений образования, в том числе 132 учреждения среднего специального образования, а также профессионально-технические колледжи, учебно-педагогические комплексы, вузы, имеющие в своей структуре колледжи. За последнее десятилетие количество учреждений, реализующих образовательные программы среднего специального образования, увеличилось (2001 год - 156, 2011 год - 214), в основном, за счет создания профессионально-технических колледжей. Учреждения ССО подчинены 12 республиканским органам государственного управления, облисполкомам (Мингорисполкому). В частной собственности находятся 12, в их числе 6 колледжей Белкоопсоюза.
Контингент обучающихся на уровне ССО составляет 167 тыс. человек (в 2001 году - 150,4 тыс. человек), из них на дневной форме получения образования обучаются 116 тыс. человек, образование за счет средств бюджета получают 58% учащихся. Ежегодный выпуск специалистов со средним специальным образованием составляет свыше 40 тыс. человек.
Структура подготовки в учреждениях ССО имеет следующие пропорции в разрезе профилей образования: Техника и технология – 32%; Экономика. Право. Коммуникации – 21%; Сельское хозяйство – 16%; Строительство и архитектура – 10%; Здравоохранение – 9%; Культура – 4%; Педагогика – 4%; Общественное питание – 2%; иные – 2%. Все учреждения ССО работают только под заказ. На все бюджетные места по дневной форме получения образования представлены заявки (договора) от организаций-заказчиков кадров. В результате повышения адресности подготовки за последние пять лет значительно увеличился процент распределения выпускников с 86% до 94%. Распределение выпускников учреждений ССО, подчиненных Министерству здравоохранения, Министерству архитектуры и строительства, Министерству спорта и туризма, Управлению Белоруской железной дороги, составляет 100%.
Высшее образование
Подготовку специалистов с высшим образованием по всем направлениям экономики и социальной сферы обеспечивают 55 учреждений высшего образования (УВО) - 45 государственных и 10 частных. За последние пять лет численность студентов увеличилась на 46 тыс. человек и составила 470 студентов на 10000 населения, что соответствует показателям европейских стран.
В настоящее время подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по 15 профилям, включающим более 400 специальностей и направлений специальностей высшего образования, более 1000 специализаций. За последние четыре года открыта подготовка по 22 специальностям, обеспечивающим кадровую потребность таких отраслей, как программное обеспечение, атомная энергетика, наноматериалы и нанотехнологии, биотехнологии, космические исследования. В 2011 года начинается подготовка специалистов с высшим образованием по 7 новым для республики специальностям и направлениям специальностей: Физика наноматериалов и нанотехнологий, Биохимия, Микробиология, Информатика и технологии программирования, Природоохранная деятельность, Космоаэрокартография, социальное проектирование.
В настоящее время в системе высшего образования: закреплена законодательно и нормативно двухступенчатая система высшего образования, соответствующая международным стандартам и требованиям инновационного развития; введены образовательные стандарты нового поколения, в которых реализуется компетентностная модель подготовки специалиста, обеспечивается оптимальный баланс фундаментальной, специальной и практико-ориентированной составляющих подготовки; в образовательный процесс УВО внедрены информационные технологии; создаются электронные средства обучения; разрабатываются и внедряются новые образовательные технологии; университеты имеют развитую сеть международных связей. Утверждена Государственная программа развития высшего образования на 2011-2015 годы.
В структуре приема на дневной бюджетной форме обучения самый высокий удельный вес – порядка 25% – имеют специальности технико-технологического профиля, по 11% – здравоохранения и педагогического профиля, 8% – сельскохозяйственные специальности, 6,8% – естественнонаучные специальности, 6% – архитектура и строительство, 6,6%– экономические и 4,1%. – юридические специальности. Распределяются около 95% выпускников, обучавшихся на дневной форме за счет средств республиканского бюджета. Направления на работу ежегодно получают примерно 10% выпускников, обучавшихся на дневной форме на условиях оплаты. Распределяются все выпускники учреждений высшего медицинского образования.
С учетом проведенного анализа содержания образовательного процесса для различных специальностей, работы по формированию стандартов нового поколения сокращены сроки подготовки по 78 специальностям, из них для 55 специальностей срок обучения составляет 4 года, для 23 – 4,5 года.
Прием выпускников средних специальных учебных заведений для получения высшего образования в сокращенный срок осуществлен: по 61 специальности в 21 вузе (из 23) Министерства образования; по 5 специальностям в вузах Минкультуры, по 13 специальностям в вузах Минсельхозпрода; по 1 специальности в Белорусском государственном университете физической культуры, по 3 специальностям в Полесском государственном университете; по 4 специальностям в Высшем государственном колледже связи, по 2 специальностям в Высшем государственном авиационном колледже; по 1 специальности в Минском государственном высшем радиотехническом колледже, а также по 10 специальностям в 7 частных вузах.
В настоящее время широко распространена практика создания на предприятиях с высокотехнологичными производствами учебно-научно-производственных комплексов и филиалов кафедр технических вузов. Подобная интеграция позволяет максимально приблизить учебный процесс к реалиям и потребностям производства за счет проведения на предприятиях учебной, производственной и преддипломной практик, практических занятий, выполнения курсового и дипломного проектирования по реальным производственным заданиям и способствует закреплению будущих специалистов на производстве. Так, например: Белорусский национальный технический университет имеет 68 филиалов кафедр на предприятиях; Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники – 25 филиалов кафедр; Белорусский государственный технологический университет – 4 филиала кафедр и 29 учебно-научно-производственных центров. Активно работают в этом направлении и региональные вузы. Могилевским государственным университетом продовольствия открыто 18 филиалов кафедр на производствах, Брестским государственным техническим университетом – 6. Всего к 2015 году планируется увеличить их количество в 3 раза.
Кроме того, на сегодняшний день около 2 тыс. студентов обучаются в вузах по целевому направлению предприятий и за их счет.
Дополнительное образование детей и молодежи
В 2011/2012 учебном году в 381 учреждении внешкольного воспитания и обучения занимались более 415 тыс. учащихся. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании с 1 сентября 2011 года учреждения внешкольного воспитания и обучения переименовываются в учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Расширилась сеть общедоступных кружков, клубов и других объединений по интересам.
Строительство объектов образования
В 2011 году в республике за счет всех источников финансирования ведется строительство 197 объектов образования, из них: 166 объектов коммунальной собственности и 31 объект республиканской собственности. На их строительство планируется направить Br751,3 млрд. капитальных вложений, в том числе за счет средств: республиканского бюджета – Br334,7 млрд.; местного бюджета – Br374,4 млрд.; прочих источников – Br42,2 млрд.
В 2011 году планируется осуществить ввод в эксплуатацию 65 объектов образования, из них: 8 новых общеобразовательных школ на 3819 ученических мест; 17 новых детских дошкольных учреждений на 2435 мест; 19 жилых домов для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7 объектов республиканской собственности; 14 прочих объектов.
К 1 сентября будут введены в эксплуатацию 18 объектов образования, из них: 7 новых общеобразовательных школ на 3351 ученическое место и 5 детских дошкольных учреждений на 441 место (3 дошкольных учреждения на 186 мест – в составе учебно-педагогического комплекса), в том числе: школа-сад на 321/150 место в дер. Ольшаны Столинского района (учебно-педагогический комплекс) – введена; средняя школа на 168 уч. мест в д. Здитово Березинского района; школа-сад на 144/24 места в н.п. Хильчицы Житковичского района (учебно-педагогический комплекс); школа-сад на 48/12 мест в н.п. Творичевка Мозырского района (учебно-педагогический комплекс); общеобразовательная школа на 930 ученических мест в микрорайоне "Вишневец -3" в г. Гродно; средняя школа на 1020 учащихся №43 по генплану с крытым плавательным бассейном в микрорайоне жилой застройки "Спутник" в г. Могилеве с обустройством прилегающей территории; средняя общеобразовательная школа на 1020 уч. мест в микрорайоне Дружба-2 г. Минска; реконструкция части средней школы под детский сад на 15 мест в н.п. Бывальки Лоевского района Гомельской области; детский сад-ясли на 240 мест в микрорайоне жилой застройки по ул. Криулина в г. Могилеве - введены. Также введены студенческое общежитие №9 на 1032 мест для БГПУ имени М.Танка, корпус "Б" комплекса зданий бывшего иезуитского коллегиума Полоцкого государственного университета общей площадью помещений 975,2 кв.м. Активно достраивается корпус факультета международных отношений Белорусского государственного университета (общая площадь – 13239 кв.м.).


БЕЛТА

05-09-2011 11:27





© 2006 Школа №BY
окно сообщений
карта сайта