о сайте
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные. - Б. Спиноза

Главное меню

Централизованное тестирование: что изменилось в 2012-м?

Отправить на e-mail
раздел: Главная страница | категория: Статьи
Что изменилось во вступительных тестах с момента их первого проведения и до сегодняшних дней? Почему введен барьер в семь баллов? Тесты сложные?

Online конференция Белта

Каршина Юлия Александровна, Минск:
Почему введен барьер в семь баллов? Не мало ли это для абитуриента, рассчитывающего быть студентом?
Николай Феськов:
С целью исключения возможности участия в конкурсе абитуриентов, имеющих низкий уровень подготовки, установлено нижнее значение тестового балла, начиная с которого отметка при поступлении в вуз будет признаваться удовлетворительной - 7 баллов.

Положительное значение тестового балла определялось с учетом анализа результатов централизованного тестирования за последние три года: процента выполнения заданий в тестах и уровня сложности заданий согласно спецификациям по учебным предметам, в соответствии с которыми были составлены тестовые задания. Таким образом, у абитуриентов, имеющих в сертификатах ЦТ 1-6 баллов, документы в вузы приниматься не будут. Традиционно на централизованном тестировании 10-12% абитуриентов набирают меньше семи баллов.

Кстати, Министерство образования ввело непроходные (неудовлетворительные) баллы за каждое испытание централизованного тестирования. Но это действует только при поступлении в вузы. Мы планируем, что такие абитуриенты смогут поступать в учреждения среднего специального или профессионально-технического образования.


Наталья Лойко, Минск:
Многие считают, что тестирование формирует "неговорящих" выпускников. Каково ваше мнение?
Николай Феськов:
Очень часто народ отождествляет ЦТ и ЕГЭ, а это в корне неправильное суждение. ЕГЭ - это форма итоговой аттестации, результаты которой используются при поступлении в вуз. Такой подход ближе к заявительному принципу западноевропейской системы образования - в вуз зачисляют без экзаменов на основании баллов в школьном аттестате. В системе ЦТ обычные выпускные экзамены в школе не принимаются во внимание. ЦТ - это форма вступительного испытания, которая позволяет составить рейтинг абитуриентов. Задача централизованного тестирования - определить одного выпускника школы относительно другого и предоставить этот рейтинг приемным комиссиям. В этом году в Беларуси 141 тыс. абитуриентов. Выслушать всех на устных экзаменах просто невозможно. Наиболее объективной формой проверки знания в таком случае является ЦТ.

Виталий Мохор
, Минск:
Вот уже несколько лет подряд почти треть испытуемых по некоторым предметам набирают минимальные баллы, в результате в вузы идут несильные абитуриенты. Почему? Тесты такие сложные?
Николай Феськов:
Соглашусь, что абитуриенты показывают относительно низкий результат. Но этому есть и объективные объяснения. Во-первых, многие автоматически стобалльную шкалу переводят в десятибалльную. Условно говоря, 18 баллов по тесту превращаются в "двойку". Но это не одно и тоже. Стобалльная шкала - шкала технологическая, определяющая место абитуриента в рейтинговом списке.

Второй момент - неоднородный состав участников ЦТ. Более половины из них - выпускники этого учебного года, они, как правило, имеют более высокие результаты, чем те, кто выпускался в предыдущие годы. В свою очередь в этом, более сильном составе есть абитуриенты с разным уровнем подготовки. Выпускники школ объективно имеют более высокий уровень подготовки по общеобразовательным предметам по сравнению с теми, кто изучал их в ПТУ или в вечерней школе, где в программе на это заложено не более 60% времени, а основной упор сделан на получение специальности. Мы в свою очередь стараемся подбирать наши задания с расчетом на среднестатистического абитуриента. Но даже при таких условиях задания для некоторых категорий выпускников будут несколько сложнее.

Кроме того, ЦТ как форма вступительных испытаний привлекает большое количество абитуриентов, которые хотят просто попробовать свои силы. При другой ситуации они даже не пытались бы поступать, а теперь они тоже принимают участие. Некоторые приходят, заполняют форму регистрации, просматривают вопросы и, поняв, что не справятся, просто уходят. Результаты таких участников ЦТ также сказываются на общем среднем балле.

Портал open.by
:
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, при значительном несоответствии результата теста у конкретного абитуриента с его оценкой по предмету в аттестате, отвечают ли за это школы, учителя?
Николай Феськов:
Во-первых, качество работы учителя определяет целый ряд нормативных документов. Во-вторых, безусловно, любой учитель заинтересован в том, чтобы больше его учеников поступило, это его престиж, а значит, уважение в комиссии со стороны руководства управления образования министерства.

Нельзя учителя обвинять в этом. Вот, к примеру, когда падает количество выпускников, все равно наблюдается конкурс на отдельные специальности, как факультет международных отношений, который и в Советские времена считался одним из самых престижных. И если ученик туда не поступает, это не значит, что в данном случае надо винить именно учителя. Я не вижу прямой зависимости и связей.

С другой стороны хочу сказать, мы знаем примеры, когда у отдельных учителей ученики не только поступают, но и результаты у них более 90 баллов. Связь в этом есть, но чтобы привлекать к ответственности учителей, в этом необходимости я не вижу. Нет юридических оснований, и нецелесообразно таким образом ставить зависимость.


Максим Навальничий, Минск:
Можно ли зарегистрироваться на резервный день сейчас? Был утерян паспорт и нашелся только вчера.
Николай Феськов:
Резервный день предусмотрен для тех, кто зарегистрировался на основной, но по уважительной причине не смог принять участие. Тогда он регистрируется. В нормативных документах сознательно не определяется перечень уважительных причин, потому что процесс можно начать и не закончить. Уважительной причиной может быть и опоздание по вине плохой работы транспорта при предоставлении соответствующего документа. Не может быть уважительной причиной защита дипломного проекта, как пишут выпускники ссузов. Неоднократно отправлялись письма директорам колледжей, чтобы защита дипломных работ для тех ребят, которые собираются продолжить обучение в вузах, не совпадала по времени со вступительными экзаменами. Отправлять сотни людей по такой причине на резервный день не имеет смысла.

Наталья
, Минск:
Планирует ли РИКЗ выдавать абитуриентам вместе с сертификатом ЦТ задания по тестированию, чтобы человек реально мог видеть, на какие вопросы он ответил правильно, а на какие нет?
Николай Феськов:
В этом нет необходимости. Мы издаем сборники не раньше проведения в резервный день. В резервный день предлагаются тестовые задания. Они идентичны тем, которые выдаются в основное время. Многие спрашивают: почему абитуриентам не выдают после репетиционного тестирования на руки те тесты, которые они выполняли, чтобы была возможность порешать сложные задания дома. Отвечу, что в соответствие с договором РИКЗа и ответственными организаторами тестовые задания являются нашей собственностью, в калькуляцию стоимости этой услуги задание не входит, чтобы дарить его абитуриенту. Никакой необходимости нет. Все задания взяты из сборников, учебников. Репетиционное тестирование - это не средство подготовки обучения, это средство диагностики.

Слава
, Минск:
Абитуриенты (сегодняшние студенты) утверждают, что задания централизованного тестирования по математике и физике из года в год становятся все легче и легче. Так ли это на самом деле?
Николай Феськов:
Легче или сложнее - это субъективная оценка. Тому, кто хорошо знает материал, конечно, будет легче, а тому, кто отвечает в пределах 10-12 баллов, - тяжело. Я уже говорил, что мы стараемся анализировать результаты репетиционного тестирования, которое используем как пробное. То есть мы смотрим, в каких разделах допущено больше ошибок. Это говорит о том, что материал усвоен плохо. Значит, когда данные вопросы будут на централизованном тестировании, то это может привести даже к нулям. То есть дифференцирующая способность этих заданий будет низкой. Исходя из этого, мы стараемся вносить коррективы. Да, возможно, есть некая динамика к упрощению. Она существует, что связано с общим низким уровнем подготовки по отдельным предметам.

Людмила Зеленина
, Полоцк:
Могут ли мои родители забрать сертификаты, если я уезжаю на соревнования?
Николай Феськов:
Могут, но необходимо написание доверенность, и она должна быть заверена нотариусом.

Шестак Анастасия Евгеньевна
, Клецк:
Почему при поступлении на заочное сокращенное после колледжа нужно сдавать ЦТ по школьным предметам, а не экзамен или ЦТ по специальности, полученной в колледже?
Николай Феськов:
Для того, чтобы определить уровень знаний выпускника колледжа, нельзя создавать ему особые условия для поступления. Он должен быть на равных условиях со всеми участниками ЦТ - выпускниками ПТУ, общеобразовательных школ. Иначе мы не сможем ранжировать всех объективно.

Павел Иванов
, Минск:
В старших классах нас не учат, а "натаскивают" на тесты. У меня, например, три репетитора. В школу ходил последний год только тогда, когда нужно было написать контрольную. Правильно ли это?
Николай Феськов:
Я считаю, что это неправильно. Я хочу сказать, что мы проводим три этапа централизованного тестирования, это, прежде всего, средство диагностики. Например, ученик на первом этапе получил по электромагнитным колебаниям в физике ноль баллов, он понимает, что в этом направлении у него пробел. Он может с учителем, отцом или самостоятельно устранить его и проверить себя во время второго и третьего этапов. И мы видим, что благодаря этому наблюдается положительная динамика у абсолютного большинства, когда на третьем этапе средний балл выше, чем это было на первом этапе. Второе - это технологический аспект. Если ребенок не пойдет на репетиционное тестирование, то он не будет даже понимать, как отменять неправильный ответ, он зачеркнет его и еще больше усугубит свое положение вместо того, чтобы ниже в клеточках поставить, допустим, вместо А-3 А-4. Также хочу подчеркнуть, что сборники тестов не могут заменить учебник. Это плохо, если учитель на уроке открывает сборник тестов, тем более, что там нет хронологической последовательности тем, как в учебнике.


Интерфакс, Минск:
Почему РИКЗ в день проведения централизованного тестирования по тому или иному предмету не отдает задания ЦТ членам Госкомиссии по контролю за ходом вступительных испытаний или в Министерство образования? Ведь в таких случаях РИКЗ застраховывает себя от высказываний, что институт после централизованного тестирования занимается исправлением ошибок.
Николай Феськов:
Для начала отмечу, что все абитуриенты обязаны сдать после тестирования бланки ответов и заданий. Хочу подчеркнуть, что тестовые задания - это не бумага для черновых записей. Для черновых записей абитуриентам предоставляется то количество бумаги, которое необходимо. Все эти листы возвращаются в институт, где хранятся до 31 декабря. Это делается для того, чтобы можно было использовать их в случае возникновения спорных ситуаций - где-то что-то не пропечаталось и т.д. То есть можно к нам обратиться, мы поднимем, поможем. Представьте, что же будет, если мы все эти бумаги - тысяч 95 - отправим в министерство.

После 31 декабря все это уничтожается - и невостребованные сертификаты, и бланки ответов, у нас остается только электронный вариант - имеется банк данных с 2002 года.

Виктория Владимировна
, Брест:
Слышала, что апелляцию на результаты ЦТ подать нельзя. Так, может, после сдачи ЦТ стоит на сайте РИКЗ выложить правильные ответы на тесты, чтобы каждый мог точно знать, где он ошибся, и не сомневаться в правильности оценки? А то на запрос результата высвечиваются только + и -, а точных правильных ответов нет.
Николай Феськов:
Я начну со второй части вопроса. К сожалению, его автор не обратил внимание на то, что второе предложение давно реализовано. Как только заканчивается последнее тестирование, до окончания срока приема документов в вуз в печати публикуются все 10 вариантов по 14 предметам с ключами, с методикой расчета и с коэффициентами. У абитуриента есть возможность проверить свой вариант, ответы на вопросы, тем более что у него есть сертификат. Что касается первой части вопроса, то, например, абитуриент считает, что из предложенных вариантов нет правильного ответа. Он может сказать, что в таком-то задании нет правильного ответа или, по его мнению, вопрос составлен некорректно. Все присутствующие организаторы в аудитории обязаны внести это в протокол. Это и есть апелляция. Когда мы получаем бланки ответов, мы в первую очередь внимательно просматриваем протоколы.

Илья
, Москва:
Скажите, если я хочу поступать в белорусский вуз, могу ли я не сдавать ваше тестирование, а привезти результаты ЕГЭ или, например, пройти собеседование как иностранец и, заплатив за учебу, получить высшее образование в Беларуси?
Николай Феськов:
Нет. Вы можете зарегистрироваться по почте, потом приехать, оплатить и принять участие. По поводу прохождения собеседования в качестве иностранца отмечу, что Министерство образования принимает меры, чтобы предоставить такое право абитуриентам.

Орлова Ксения Александровна
, Минск:
Можно ли на ЦТ взять с собой сумку, телефон, но оставить все это в гардеробе? Или приходить только с ручкой, паспортом и пропуском?
Николай Феськов:
Все хорошо прописано в постановлении Совета Министров о порядке проведения централизованного тестирования. Согласно пунктам 60 и 61 абитуриент приносит паспорт, черную, желательно гелевую ручку (это в его интересах, потому что после сканирования после шариковой ручки почти ничего не видно). По физике и химии он имеет право принести калькулятор. Но калькулятор не должен быть средством приема, хранения и передачи информации. Организаторы тестирования будут видеть, если абитуриент будет использовать калькулятор не для расчетов, а других целей.

Во время ЦТ можно будет выходить, но в сопровождении. Прежде, чем выйти, абитуриент должен подумать, что он потеряет от 3 до 5 минут.

Елена Зоткова
, Минск:
Насколько быстро будут обрабатываться в этом году результаты ЦТ, можно ли предполагать, что результаты можно будет узнать раньше?
Николай Феськов:
Результаты централизованного тестирования в Беларуси обрабатываются очень быстро. Ни в одной стране за такое короткое время (не более 10-12 дней) они не проверяются. Более того, сама проверка занимает секунды, если бы не последующая верификация. Беда в том, что даже суперсовременный сканер не может просканировать текст на бумаге так, как человеческий глаз. Ошибки в области регистрационных данных - фамилиях, паспортных данных, проверяют люди. Кстати, ошибки, допущенные в этой области, не влияют на результаты ЦТ. Они просто усложняет работу в области проверки и приводят к тому, что все нельзя сделать с помощью компьютера.

Иван Сидоров
, Гродно:
Какова сейчас ситуация с авторским правом и будут ли наказаны те абитуриенты, которые вывешивают централизованное тестирование в Интернете?
Николай Феськов:
Тесты являются авторским продуктом Республиканского института контроля знаний Министерства образования Беларуси. Мы заключаем договоры с авторами, платим им деньги. Это заблуждение, что задача, например, по физике не может являться объектом авторского права. Подчеркиваю, тесты - это авторский продукт. Передача их в Интернет является грубейшим нарушением. Этого нельзя допустить. Именно поэтому абитуриенту запрещается брать с собой на сдачу ЦТ устройства, предназначенные для приема и передачи информации.

Иван Лучина
, Кобрин:
Вы сами написали хотя бы один тест? Сколько баллов получили?
Николай Феськов:
Нет. Сам не писал. И честно скажу: ничего зазорного в том, что ученик напишет тест лучше своего учителя, не вижу. Это ни в коем случае не умаляет учительский профессионализм.

Светлана Кудряшова
, Минск:
Скажите, можно ли перерегистрироваться с одного предмета на другой после 1 июня, например, с математики на физику?
Николай Феськов:
Нет. Это право давалось с 2 мая по 1 июня. Теоретически, абитуриент может хоть каждый день в этот период времени приходить и менять предметы, по которым он хочет сдавать ЦТ. Его решение обязаны учитывать, он даже может выбрать, где сдавать тестирование. После 1 числа закрывается все - у нас автоматическая регистрация, сервер отключается. После этого существует интервал - с 1-го по 13-е июня, который нужен, чтобы сделать бланки. В отличие от России, скажем, у нас под каждую аудиторию, каждый кабинет того или иного вуза делается определенное количество пакетов с тестовыми заданиями и бланками ответов по количеству зарегистрированных абитуриентов. Мы чисто технически должны это подготовить. Периодически даже возникает вопрос о том, чтобы сократить время регистрации, но это невозможно и нецелесообразно. Каждый год после того, как заканчивается регистрация, абитуриенты все равно продолжают идти второго, третьего, восьмого июня.

Борис Никончук
, Полоцк:
Что изменилось во вступительных тестах с момента их первого проведения и до сегодняшних дней?
Николай Феськов:
Вопрос можно условно разделить на две части - отдельно сказать о содержании тестовых материалов и отдельно - об организации самих вступительных испытаний. Что до проведения ЦТ, тех нормативов, которые его обеспечивают, то по сравнению с прошлым годом практически ничего не изменилось, если не считать введения так называемого минимального проходного балла для участия в конкурсе при поступлении в вуз. Все остальное осталось по-прежнему.

Если в целом брать историю проведения ЦТ в Беларуси, то изменилось очень многое. Это касается прежде всего технологии и программного обеспечения - то, чего не видят абитуриенты, родители, учителя. Содержание тестов также претерпевает определенные изменения. Так, количество заданий практически постоянно меняется, над этим очень большая работа проводится. Мы изучаем опыт других стран. Примечательно, что с Китаем, например, по части технологии проведения и содержания тестов Беларусь ближе, чем с Россией, где проводится ЕГЭ. Хотя ЕГЭ выполняет несколько иные функции, он одновременно является и итоговой аттестацией и вступительным испытанием.

По количеству заданий белорусские тесты практически ничем не отличаются от тех, что разрабатывают в других странах. Оптимально выбрано от 30 по физике и математике и по отдельным гуманитарным предметам до 60 заданий. По продолжительности от 90 до 180 минут. Поступали предложения увеличить время для прохождения тестов. Это неоправданно. Мы всячески пытались доказать, что 3 часа - предельный отрезок времени. Это подтверждает опыт других стран, где длина ЦТ составляет 2,5 - максимум 3 часа. Больше не нужно, потому что за пределами этого времени тестирование теряет всякий смысл. В отличие от контрольной работы - а многие родители и абитуриенты отождествляют ЦТ с контрольной - здесь ставится совершенно другая задача. Она состоит в том, чтобы количество заданий и продолжительность теста позволили дифференцировать всех участников теста по тому или иному предмету - кто набрал максимальный бал и кто - минимальный.

Минимальный, кстати, не значит, нулевой. Такого сертификата вообще нет. В этом году сертификаты будут получать абитуриенты, набравшие 1-6 баллов. Подавать документы в вузы они не смогут, но у них будет возможность поступить в средние специальные учебные заведения.

Повторюсь, в этом году изменений в продолжительности тестирования и количестве заданий нет, но их содержание меняется постоянно. Это позволяет охватывать те разделы и темы, которые не были охвачены в предыдущие годы. Это и преимущество большое. В экзаменационном билете, например, может быть 3-5 вопросов по нескольким разделам. ЦТ со своими 30-60 вопросами вмещает практически весь учебный материал.

Миша Холезикн
, Минск:
Почему тесты так сильно отличаются от заданий (контрольных) в школе? Побывал на всех РТ, так что знаю это не по чужому опыту, а по своему.
Николай Феськов:
На ЦТ нет заданий, выходящих за рамки школьной программы и программы вступительных испытаний. Отличие от контрольных работ только в подаче заданий. Это нужно для того, чтобы использовать компьютерные программы для обработки этих материалов. А в содержании я отличий не вижу.

Смирнов Георгий Геннадьевич
, Чачково:
Расскажите подробно про сельский балл. Правда ли, что учащимся сельских образовательных учреждений добавляется 5 баллов и т.д.?
Николай Феськов:
Ничего не добавляют. Все баллы только те, которые заработал абитуриент. Вы, видимо, перепутали льготы для сельских абитуриентов при поступлении (раздельный конкурс) и централизованное тестирование. При проведении ЦТ - все равны и баллы получают только в зависимости от знаний. А вот во время вступительной кампании, точнее процессе зачисления, ситуация немного другая.

В нынешнем году еще действуют старые правила приема, в которых есть пункт о проведении раздельного конкурса для абитуриентов из городской и сельской местности. Это было сделано тогда, когда разница между знаниями абитуриентов была существенная.

Теперь же, факультетам, которые принимают по раздельному конкурсу, приходится в конечном итоге прибегать к общему конкурсу, потому что разницы между сельчанами и горожанами практически нет. Хочу отметить, что по отдельным предметам, таким как география, немецкий и белорусский языки, вот уже несколько лет подряд средние баллы у сельчан выше, чем у горожан.

Думаю, что при вступлении в действие новых правил, проект которых будет представлен к осени, там этих льгот уже не будет.


БЕЛТА

12-06-2012 13:18





© 2006 Школа №BY
окно сообщений
карта сайта